Меня воспитывали, как рьяную максималистку.
"Если быть - так быть лучшей!", "Если что-то делаешь, делай хорошо!" - подобные фразы я постоянно слышала от своих родственников.
И если мама еще как-то не особо усердствовала и допускала, что я вполне имею право на ошибку, то ее родная сестра, а моя тетя, никаких полутонов признавать не желала.
У тети своих детей не было. Жили мы одной семьей. Так что воспитывать меня тетя любила. И все время вдалбливала мне в голову вот такие вот девизы.
Особой критичностью я по малолетству не отличалась. Так что не задавалась вопросом, почему тетя сама не шибко торопится следовать данным заветам, а лишь требует этого от меня.
Это сейчас бы я лишь хмыкнула да сделала по-своему. А тогда я принимала такие заявления всерьез и из кожи вон лезла, дабы им соответствовать.
Причем от меня не только требовали чего-то. Нет, меня старательно воспитывали и обучали. Тут без претензий.
Так что да, я была отличницей, одной из первых учениц в классе, а то просто первой, побеждала на олимпиадах, участвовала в художественной самодеятельности, рисовала стенгазеты, которые побеждали на конкурсах, ну и все в таком роде.
И если я где-то проигрывала, ох я и расстраивалась!
Как так, я, такая вся из себя умная да лидирующая, и вдруг не победила! До слез частенько доходило.
А родственники говорили: мол, сама виновата. Плохо готовилась. Не сумела собраться. Давай, действуй, учись больше, а то какой позор, подумайте!
Четверку принесла (не в четверти, просто!). Проиграла конкурс чтецов. Не первое место на математической олимпиаде заняла, а второе. Ужас.
Иногда, впрочем, пластинка дополнялась мелодией "засудили, подсудили, кто-то несправедливо победил". Это в основном бабушка старалась. Ей укоризненно замечали: "Мама, чему вы учите ребенка", но так, не особо активно. Так что зерно сомнения в душу падало.
Но основной мотив был именно "ужас-ужас, проигрывать нельзя, только вперед, только к победе, ты недостаточно хороша, работай над собой, улучшайся, в постоянном совершенстве твое все".
Заодно я убеждалась, что меня будут любить только хорошую, а плохая я никому не нужна. Ну это уж так, как побочный эффект.
И ведь тогда я была не одинока. Многих детей воспитывали именно с таком ключе. Моральный кодекс строителя коммунизма, пионер во всем первый и все в таком духе.
Кто-то уже тогда лишь смеялся над подобными лозунгами. И любил своих детей просто за сам факт их существования. А кто-то верил. И принимал все всерьез.
Видимо, предполагалось, что благодаря подобным воспитательным приемам ребенок ка-а-а-ак разозлится! Ка-а-а-ак начнет из кожи вон выпрыгивать, лишь бы всех обогнать!
Кто-то, может, именно так и поступал. А кто-то "сдувался", не дойдя и до полуфинала. Зачем себя наизнанку выворачивать? Ведь все равно найдется кто-то, кто сделает то же самое, но гораздо лучше.
Так и оставались в вечных лузерах, постоянно твердя, что "я самый-разсамый, но кругом одни враги и нехорошие люди, так и норовят меня подставить да облапошить".
Поэтому мне, когда я выросла, пришлось самой доходить до того факта, что любая неудача - это не конец жизни. И ничего страшного не произошло. Соберись, подучись, да попробуй еще раз.
Не получится в следующий раз - получится через следующий. Упал - встань, расшибся - не хнычь.
И детей я начала воспитывать именно так же. Проигрыш - не конец света. Проиграл не потому, что ты хуже других и вообще какой-то не такой. А просто потому, что недостаточно научился, плоховато умеешь собираться, мало подготовился.
Другой раз все это учтешь, поработаешь над ошибками, и все получится. А сразу не получится, так получится потом. Если ты хотя бы улучшишь свой предыдущий результат, это уже движение вперед, уже хорошо. Мы в тебя верим, мы тебя всегда поддержим.
И ведь действительно помогло!
Дети не жалуются, наоборот, даже "спасибо" говорили, что я их в свое время именно так воспитывала.
А конкретные способы напишу в другой раз. Возможно, не всем они подойдут, но, может, кому-то и пригодятся.
Фото pixabay.com
Текст мой.
Если понравилось, пожалуйста, ставьте "палец вверх" и подписывайтесь на мой канал!