Мое детство пришлось на интересный период истории нашей страны, когда частенько в домах не было электричества, а, следовательно, и электрического освещения. Одними из первых воспоминаний, что отложились в моей детской голове, были долгие вечера при свечах – запах спичек, неровное пламя, танцующее при сквозняках, теплые и уютные, совсем не страшные тени на стенах. Я даже помню, где в доме всегда хранился запас свечей – необходимость того периода времени. Сейчас такой необходимости уже нет, однако у многих из читателей свечи в доме все же есть – как и многие из пережитков времени, свечи стали служить человечеству по-другому: вместо источника света, они стали источником настроения, романтических мыслей и инструментом создания особой атмосферы.
Давайте разберемся, откуда взялись свечи, из чего они изготовлялись, что они представляют собой сейчас и как их производят в современном мире.
Прародителями свечей считаются масленые чаши с твердой лучиной из пористого материала, вроде тростника. Горючая жидкость пропитывала лучину и обеспечивала яркий свет. Однако стоит ли говорить, как кадит горящее масло? Если кто не знает, тот никогда не имел отрицательного опыта готовки, когда запах с кухни слышен даже в соседнем доме. Я полагаю, что неприятный запах и дым не являлись первоочередной причиной появления свечей, а вот само неудобство такой конструкции бросается в глаза.
При том при всем, такие «свечи» просуществовали в том или ином виде довольно долго – вплоть до XV века. К этому времени человечество уже додумалось вымачивать различные впитывающие материалы в топленом животном жире. Египтяне, к примеру, вымачивали плотно свернутый в трубочку папирус, китайцы – бумагу, когда наладили ее массовое производство, а большинство менее гениальных, но более прагматичных народов – просто пористые стебли растений. Однако жир все еще нещадно кадил. Но вот, в век падения Византийской империи, Войны Алой и Белой розы и распада Золотой Орды, вместе с изобретением свечных форм, популярность стал завоевывать пчелиный воск.
Несмотря на то, что пчелиный воск не дымил и не давал неприятного запаха, стоил просто заоблачных денег по весьма логичным причинам – высокой трудоемкости его получения. Дело в том, что до появления пасечного пчеловодства оставалась еще пара тройка веков, а бортничество являлось занятием тяжелым и довольно опасным. Стоит заметить, что мёд и воск наряду с мехами служили главным предметом экспорта из Руси вплоть до XVII века.
Поэтому поиск других материалов, аналогичных пчелиному воску, не прекращался. В XVI—XVII веках американскими колонистами было изобретено получение воска из некоторых местных растений, и свечи, произведенные этим способом, временно набрали большую популярность — они не дымили, не таяли так сильно как сальные, однако их производство было трудоемким, и популярность вскоре сошла на нет.
Развитие китобойного промысла в конце XVIII века внесло первые существенные изменения в процесс производства свечей, потому что спермацет (воскоподобный жир, получаемый из верхней части головы кашалота) стал легко доступным. Спермацет горел лучше, чем жир и при этом не дымил, и был близок к пчелиному воску по свойствам и преимуществам.
В 1820 г. французский химик Мишель Шеврёль открыл возможность выделения смеси жирных кислот из животных жиров — стеарина. Стеарин, иначе называемый стеариновым воском из-за подобных воску свойств, оказался твёрдым, жёстким и горел без копоти и почти без запаха, а технология его производства не являлась затратной. Как следствие, вскоре стеариновые свечи почти полностью вытеснили все другие виды свечей, было налажено массовое производство.
Парафиновые свечи, были придуманы немецким химиком, философом, геологом и натуралистом Карлом Рейхенбахом в 1830 году. Парафин – или нефтяной воск – чисто и ровно горел, практически не давая запаха, и его было дешевле производить, чем любое другое горючее вещество для свечей, известное к тому времени. Парафиновые свечи оказались настолько востребованными, что уже через несколько лет свечи можно было купить в любой мало-мальски цивилизованной стране. Первый завод по производству парафина в России был построен уже в 50-е годы того же века в Тверской губернии.
Единственным же недостатком парафина была низкая температура плавления по сравнению со стеарином, из-за чего свечи имели свойство оплывать раньше, чем сгорают. Эта проблема была решена, на мой взгляд, элегантнейшим образом: в парафин просто начали добавлять более твёрдый и тугоплавкий стеарин. Именно такие свечи, спустя чуть меньше двух сотен лет, светили в моем детстве темными вечерами – за столь внушительный период времени технология их производства практически не изменилась.
Как я и говорил во вступлении, популярность свечей со временем не упала. В современном мире свечи обросли множественными дополнительными функциями – от религиозных, до ароматических назначений. Довольно популярным стало изготовление свечей в домашних условиях.
В качестве эксперимента, я так же немного повозился с парафиновыми свечами. Ничего существенно сложного в процессе изготовления мною замечено не было, однако стоит помнить, что у парафина низкая температура горения, а потому плавить его нужно в быстро нагревающейся таре на водной бане. Я загрузил в консервную банку из под тушёнки кусочки старых свечек и погрузил в кастрюлю с водой. Умельцы говорят, что парафин, или даже пчелиный воск, можно купить на развес, а в процессе его переплавки имеет смысл добавлять так же общедоступный стеарин и какие либо красители и ароматизаторы. Стеарин придаст воску большую плотность и равномерность, а прочие добавки… ну, сделают то, для чего одни предназначены. То есть не стоит ждать от красителя апельсинового цвета апельсиновый запах, но добавить его отдельной добавкой вполне себе реально.
После полной расплавки парафина его следует залить в заранее подготовленную форму вместе с фитилем. Заливку требуется производить быстро и в один заход – остывает парафин так же быстро, как и греется, а так же имеет усадку, а потому поэтапная неторопливая заливка не обеспечит вам идеальных форм и равномерности свечи.
Если вам понравится процесс свечного производства, и вы решите копнуть глубже, то найдете множество всего, о чем я попросту не в силах вам рассказать – настоящие мастера свечного дела создают настоящие произведения искусства, соперничающие с ювелирными изделиями по красоте и точности работ. Без всяких «но» можно сказать, что образы детских сказок буквально оживают в мягких изгибах их изделий.
Моя же свечка получилась немного неказистой, местами – пористой, но в целом очень милой и приятно пахнущей. Ее фотографией, увы, поделиться я не смогу, поскольку сама она до этого дня не дожила – самоотверженно пожертвовав собой, она подарила мне пару прекрасных вечеров…