Найти тему
Most.tv

Мэр Сергей Иванов: «Мы живем конкретными целями»

Реновация центра города, универсальные спортивные площадки, комфортный и экологичный транспорт, качественные дороги, благоустройство общественных пространств – приоритеты ближайшего будущего.

— Вы назначили вице-мэром, курирующим экономику, Екатерину Белокопытову. Это место оставалось вакантным более года. Почему назначение произошло именно сейчас?

— Оно не было вакантным по сути, Екатерина Николаевна в должности руководителя департамента экономического развития выполняла функции заместителя, работала по этому направлению. У нас были мысли сделать через дефис: заместитель главы — председатель департамента, но возникали вопросы, нужно ли это. Сейчас в администрацию региона ушел первый заместитель Аверов и стало сложновато некоторые организационные моменты решать. Мы оформили все де-юре.

— В одном из интервью Екатерина Белокопытова рассказала о внедрении проектного управления между органами власти и бизнеса, которые работают в команде ради достижения конкретных целей. Планируется ли в мэрии чаще использовать проектное управление, когда сотрудники различных департаментов объединяются и решают одну задачу?

— У нас уже сейчас порядка десяти проектов, которые мы реализуем через проектное управление. Например, развитие территории Нижнего парка, ремонт дорог, формирование комфортной городской среды. Мы на многих участках заменили сети, прилегающую территорию привели
в соответствие, земельные вопросы скорректировали, где чьи были парковки, где бесхозные объекты, где канализация, где врезки люди делали к себе, чьи люки где были. Задействовано много структур для достижения результата — и земельщики, и ЖКХ, и энергетики, и Фонд капитального ремонта. Это для того, чтобы минимизировать время прохождения согласований, чтобы организационные моменты гораздо быстрее решались. За проекты не всегда отвечают руководители департаментов. Зачастую человек, который занимает менее статусную должность, руководит заместителями департаментов, является связующим звеном. Безусловно, есть еще много того, что необходимо сделать. Но начало положено.


— Насколько охотно и безболезненно включаются в общую работу разные департаменты?

— Все прекрасно понимают, что действуют сообща ради конкретной цели, конкретного результата. У нас в стадии завершения разработка показателей эффективности для каждого департамента. Я удовлетворен, что у нас сложилась сегодня уважающая, понимающая, поддерживающая друг друга команда.

— Ваша команда лишилась первого заместителя главы города — Дмитрия Аверова, он перешел на работу в администрацию области. Это серьезная потеря?

— Для нас это приобретение (улыбается). Безусловно, жалко, если оценивать событие сиюминутно. А если посмотреть на перспективу? Мы вместе работали, вместе решали проблемы. Ему это все знакомо. А теперь, я уверен, что будет обратная связь, обратная помощь. Он будет знать моменты, в которых нас надо поддержать.В 2018 году в Липецке капитально отремонтировали более 28 километров дорог

— Аверов курировал дороги и транспорт. Поговорим о дорогах. В этом году был единый подрядчик в лице городского управления благоустройства, которое отдавало ремонт улиц на субподряд. В чем смысл такой сложной схемы?

— Схема, наоборот, упрощена. Управление благоустройства выиграло контракты, а затем по упрощенной процедуре на субподряд привлекало организации. У нас в этом году был яркий пример, который свидетельствует о том, что, если бы этой схемы не было, до сих пор несколько объектов были бы незакончены. Происходила смена «ЛДСП-1» на другую организацию. Генподрядчик оперативно смог заменить субподрядчика, который не выполнял свои обязательства. Потеря времени составила порядка 10 дней. Если бы это было по-другому, то все процедуры заняли бы два месяца. Есть разница — 10 дней и два месяца в сезон? Это катастрофическое время, которое можно было бы потерять.

Второй момент. Сегодня единый генподрядчик несет гарантийные обязательства по всем объектам. Вот у нас «ЛДСП-1» делало улицу Московскую, дороги в микрорайоне «Елецкий», улицу Стаханова от Воронежского шоссе. Компания обанкротилась, с кого требовать гарантийного ремонта? А генподрядчик отвечает за все — люки ли провалились, ямы ли появились, ответственность будет нести он.

-2

— У управления благоустройства есть деньги на выполнение гарантийных обязательств?

— Оно оставляет себе процент генподряда — от 1,5 до 3.

— Была ли экономия при такой схеме?

— Вы же видите, сейчас делают Лебедянский выезд. 26 миллионов — это сэкономленные средства. Часть работ на улице Гагарина, которых первоначально не было в смете, мы также выполняли за счет экономии.

— Планируете ли дальше так же работать?

— Зависит от изменений в законодательстве. Но пока мы видим, что опыт этого года положительный.

— За два года «Липецкпассажиртранс» и департамент транспорта в лизинг купили более 80 новых автобусов. Липчанам стало комфортнее. А с точки зрения экономики это было правильное решение? Они окупаются?

— Конечно, окупаются. Операционные расходы сокращаются. Экономия по горючему существенная, а расходы по нему до 30%. Сегодня нашу позицию по обновлению транспорта поддерживает врио главы региона Игорь Георгиевич Артамонов.

-3

— Продолжит ли муниципальное предприятие покупать автобусы в кредит?

— Какая разница, как мы будем покупать? Главное, что люди будут пользоваться качественными, современными, удобными автобусами. Схемы разные — это и кредит, и лизинг, и прямая закупка. Мы каждый раз смотрим, как выгоднее. Ставка по кредиту от 8,8%, а лизинг от 10,2%. Однако в лизинге мы не платим налоги за технику — это обязанность поставщика.

Сегодня не сбрасываем со счетов и тарифную политику. Надо понимать, что чудес не бывает. От размера тарифа зависит, будем ли мы иметь инвестиционную программу или нет. Если тариф будет ниже эффективного, нужно будет покрывать разницу за счет бюджетной помощи. Сегодня экономически обоснованный тариф с учетом стоимости автобуса, горючего, запасных частей, уровня заработной платы — 25 рублей. У нас он 19 для 80% пассажиров, которые пользуются транспортной картой.


— Получается, что частный транспорт и городской в разных условиях — одни получают дотации из бюджета, а другие нет.

— В равных условиях. Область и город приняли программу, по которой в этом году выделено 70 миллионов на поддержку перевозчиков любой формы собственности при приобретении транспорта.


— Запланировано переторговывание городских маршрутов. Предполагается, что выгодные будут объединены с нерентабельными, чтобы в среднем все перевозчики зарабатывали одинаково.

— Самые лучшие маршруты позволяют окупить новую технику в течение 4 лет, средние маршруты — 6,5 лет. Нам надо прийти к среднему показателю — не больше 5 лет. Есть маршруты, которые совсем убыточны, которые мы дотируем, в том числе и садоводческие.

В 2020 году будут маршруты переторговываться. Автобусы и водители должны соответствовать современным требованиям жителей. А требования какие? Автобусы должны быть новыми или относительно новыми, не двадцатилетними, экологичными, чистыми, чтобы люди не ездили в условиях хлева. Водители должны соблюдать график движения. Вы же видели таблички на остановках с точным расписанием? Написано 7:10, значит, автобус должен в 7:10 приехать. Плюс-минус небольшое отклонение.

— Не убьет ли перераспределение маршрутов городской транспорт? Ведь даже сейчас частники не спешат обновлять автобусы, хотя у них, как многие кричат, сверхприбыльные маршруты.

— Кричать можно все, что угодно. По каждому маршруту с помощью транспортной карты учет ведется. Разговоры о том, что у кого-то есть сверхприбыли, несколько надуманы. У кого-то чуть-чуть больше, у кого-то чуть-чуть меньше.

Посчитайте, город перевозит в среднем 96 миллионов пассажиров. Больше 80% людей платят 19 рублей, небольшой процент — 24 рубля. Простая арифметика. Получается около 2 миллиардов рублей в год. Эти деньги идут на горючее, зарплаты, запчасти, амортизационные отчисления. Все, что остается, это и есть прибыль.


— Понимаете, есть опасения. По всему Черноземью лихорадит муниципальные транспортные предприятия.

— А мы считаем своим достижением, что нам удается конструктивно выстраивать отношения между частными и муниципальными перевозчиками. Сложности есть, конечно. Но все будет нормально.

— Скоростной трамвай — этот проект ближе к реальности или фантастике?

— К реальности. Но мы зависим от нескольких обстоятельств. 24 октября состоялось заседание правительственной комиссии, которое проводил Владимир Владимирович Путин. Там обсуждали национальную стратегию, национальную программу, какие критерии оценки вводить
и так далее. В нацпрограмме и город Липецк есть. Мы обратились, чтобы нас поддержал федеральный центр по вопросам экологии. Вот будет это принято или не будет? Шансы есть, что удастся получить поддержку.

Мы четко понимаем, что первые три года нужна будет поддержка федерального, регионального, городского бюджетов. От 1,5 до 2,4 миллиарда рублей нужно в зависимости от проекта. При общей его стоимости от 10 до 15 миллиардов рублей. Разница — это деньги инвестора. Но интересно вот что. Если рассматривать самый нежелательный вариант — убрать трамвай, то на демонтаж рельсов и укладку асфальта нужно более 3 миллиардов рублей.

Сама концепция развития скоростного трамвая очень хорошая, рано или поздно мы к этому все равно придем. Хотелось бы рано.

-4

— В этом году в Липецке наконец-то начали создавать комфортные общественные пространства. Есть понимание, как они будут использоваться, наполняться смыслами?

— А вы посмотрите, как востребовано Городище. Люди идут туда. К нему добавится и Комсомольский пруд. Там недоставало удобств, а теперь они будут. Теневые навесы, игровые площадки для детей, небольшие спортплощадки. А с другой стороны Городище вольется в Каменный лог. И там толпы людей будут на велосипедах ездить и пешком ходить. Из новых микрорайонов в центр города уж точно на велосипедах будут ездить.

— Уже есть планы на следующий год? А главное, есть понимание — из каких источников будет финансироваться?

— Сегодня очень серьезное намерение поддержать город в реализации проектов у Игоря Георгиевича Артамонова. И на следующей неделе мы с ним ногами пройдем по территориям, которые включены в план. Мы ему уже показали концепции. Сейчас определяем дополнительные источники, и в самое ближайшее время я смогу рассказать все подробности. Но и так понятно, что нужно продолжать работы в Нижнем парке, в Каменном логу, на набережную надо внимательно посмотреть, хотя это проект недешевый, но очень значимый, конечно же, Соборная площадь, сквер на улице Ленина. Мы же не просто так рейтинговое голосование проводили, там все эти территории есть.

— Идут работы в Каменном логу. Не так быстро, как ожидалось, но что-то происходит. Ремонтируют часть Нижнего парка. У вас нет ощущения, что вы не рассчитали силы в вопросах благо-
устройства?

— Нет такого ощущения. Чтобы сделать в городе что-то, мы должны безудержно бежать и бить все мировые рекорды. Мы сделали задел, который дает возможность людям из бизнеса посмотреть на эти проекты под новым углом. И принять решение о вхождении в них. Кто-то реализует там коммерческий проект, кто-то просто захочет помочь.

— Но бизнес пока не зашел даже в созданные общественные пространства?

— Давайте Городище торговой площадкой сделаем, палатками заставим? Вот в Москве в общественных пространствах есть точки питания минимального размера — кофе, мороженое, что-то еще. И у нас на всех мероприятиях бизнес там есть. В перспективе тоже будут небольшие постоянные точки.

— Вообще, не разочаровались в липецких бизнесменах? Вы довольно долго призывали предпринимателей к участию в благоустройстве города, к покупке нового транспорта, но, кажется, они не очень активны.

— Чтобы делать выводы, нужно посмотреть, а как у соседей, как в целом по стране. Были одни возможности, сейчас — другие. Уверен, что дальше будет развиваться резко вверх, а соответственно, и вложения будут в развитие города.

— Стадион «Металлург», Городище. Объекты, о которых очень много говорили в этом году. Почему у строителей никак не получается сдавать работу в срок?

— Городище. Мы первоначально закладывали самый оптимистичный сценарий. Чуть-чуть было отклонение от него по финансам. Потому и по срокам немного сдвинулось. Но ведь результат же достигнут.

По стадиону. Изначально был проект на 256 миллионов. Дали 114 миллионов. Рассчитывали, что федерация добавит, — не добавила. Рассчитывали на субъект — не вышло. Откуда брать? В городе все распланировано. Начали искать источники, нашли 40 миллионов, но время потеряли. А еще 20 миллионов надо на табло и звук. Опять начали искать, нашли.

-5

Вы видите, сейчас по улицам Зегеля, Фрунзе провода убираем под землю. Этого не было в планах, а мы нашли деньги и делаем.

Вот вам сухие цифры. На начало года бюджет города был 10 миллиардов 917 миллионов, а на конец года — 13 миллиардов 617 миллионов. Такое увеличение — это итог работы, которую мы проделали.

— Вы неоднократно говорили о реновации центральной части Липецка. Улицы Пролетарская-Интернациональная-Гагарина-Ленина, квартал Гагарина-Попова-Качалова-Нестерова, была идея под названием «Петровские кварталы» — район улиц Октябрьская-Неделина-Фрунзе. Но пока так ничего не происходит.

— Планы эти никуда не делись, но кто будет реализовывать? Сегодня установка от временно исполняющего обязанности главы региона — разработать стимулирующие меры поддержки, в том числе и по проектам реновации. Может, нам надо там сети построить, может, нам надо будет взять на себя дополнительные обязательства — школу построить или детский сад. Плюс в национальном проекте будет задача по качественному жилью. Мы пока до конца не знаем, но предполагаем.

— Врио губернатора пообещал выделить деньги на строительство универсального спорткомплекса. Уже выбрали для него место?

— Есть несколько площадок, которые мы предлагаем: улица Титова за ТРЦ Москва, около «Звездного», в Военном городке, рядом с «Ледовым» на Сырском Руднике, дальняя часть Нижнего парка, Опытная станция рядом с 14-й школой, район Университетского. Это муниципальные земельные участки, которые с минимальными затратами можно обеспечить инженерной инфраструктурой. Сейчас это все в работе. От подтверждения источника финансирования до начала работ обычно проходит от шести до семи месяцев. За это время все детали увязываются: проект, технические условия, энергоснабжение, публичные слушания.

-6

— Какова судьба дворца спорта «Ледовый»?

— Мы считаем, сколько денег потребуется на его ремонт. Это небольшие средства. На изменение схемы работы холодильного оборудования нужно 600 тысяч рублей. Плюс проводится экспертиза о дальнейшей судьбе купола. После этого примем решение. Но главное — мы делаем проект строительства ледовой площадки рядом. Так всегда делают: одна площадка игровая, другая тренировочная.


— Вы же сами играете в хоккей. Ходите сейчас?

— Повредил ногу на футболе, хромаю пока. Но через неделю буду в форме.

-7