Найти тему
Concepture Club

Писатели и духи. Спиритизм и мистика в культуре Серебряного века

«…Меркурий во втором доме… луна ушла… шесть – несчастье… вечер – семь…» – и громко и радостно объявил: – Вам отрежут голову!». Так выглядит знаменитая сцена, где Воланд предсказывает смерть Берлиоза. Астрологи считают, что Меркурий отвечает только за материальный план бытия, а в лунном доме его влияние усиливается, не оставляя места ничему духовному. Таким образом Булгаков хотел показать отсутствие души у председателя МАССОЛИТа, а сцена с отрезанием головы трамваем – не что иное, как обряд экзорцизма. О спиритизме и мистике в культуре Серебряного века – в материале Concepture.

На сломе столетий

Сквозь торжество рационального познания, которым так гордилось XIX столетие, вдруг проступило нечто рассеянное и иррациональное – окутанный эфирными парами Серебряный век. Где искать причины возросшего интереса к магии, оккультизму и спиритизму?

Говоря о Серебряном веке, необходимо обозначить, что именно в этот период русское искусство окончательно вошло в контекст общеевропейского. Благодаря культурной интеграции – которой способствовали «Русские сезоны» Сергея Дягилева в Париже, распространение отечественной литературы среди западных читателей (произведения Толстого, Достоевского и Чехова перевели на все европейские языки), система Станиславского, считавшаяся одной из самых передовых – русские художники переняли западную систему мышления, а иностранные начали понимать русскую. Эпоха модерна началась с Франции, но в России она получила особенно яркое и специфическое развитие, захватившее и европейские мировоззренческие кризисы.

-2

Кадр из фильма Фрица Ланга «Доктор Мабузе, игрок» (1922)

Теоретик литературы и стиховед Михаил Гаспаров писал, что на «стыке столетий» основы, на которые опиралось западное общество – рационализм, позитивизм и эволюционизм – подверглись сомнению. Стало понятно, что эти философские установки не дают ответа на главные экзистенциальные вопросы: что есть человек и что есть Бог.

Образованные слои населения столкнулись с интеллектуальным тупиком, который вынуждал искать новые формы восприятия. Русская мысль, ставшая частью европейской, «уперлась» в ту же стену: популярность нигилизма сильно ослабла, противостояние западников и славянофилов не привело к конкретному результату, а социально-политические разногласия лишь набирали силу.

Полную версию статьи читайте на сайте Concepture.club

Автор текста Марина Токарева