В ночь на 29 октября 1955 года на севастопольском рейде прогремел мощный взрыв. Катастрофа - а другого слова здесь и не подберешь - произошла на борту линкора "Новороссийск". Потом было установлено, что мощность взрыва составила более тонны в тротиловом эквиваленте.
Этот взрыв стал одной из самых страшных трагедий в истории российского/советского военно-морского флота. Погибли 829 человек как моряков с "Новороссийска", так и членов аварийно-спасательных команд. Но и по сей день причина произошедшего так достоверно и не установлена.
Напомним, что "Новороссийск" это линкор итальянских ВМС "Джулио Чезаре" ("Юлий Цезарь"), который был получен Советским Союзом в счет репараций. Корабль вошел в состав итальянских военно-морских сил в 1915 году. Принимал участие и в боевых действиях во время Второй мировой. Но какими-либо достижениями на этом поприще "Джулио Чезаре" не отметился. Фактически с 1943 года корабль в море не выходил, выполняя функции учебного.
Конечно, "Джулио Чезаре" периодически модернизировали, но к моменту передачи Советскому Союзу в 1949 году он уже сильно устарел. К тому же выяснилось, что корабль даже не был приспособлен к тому, чтобы на его борту длительное время находилась команда. Например, не было оборудованных камбузов первое время питанием моряков обеспечивали полевые кухни, которые разместили на палубе. Не было нормально оборудованных мест для отдыха моряков. Итальянцам, собственно, это было ни к чему линкор не совершал дальних плаваний, а во время стоянок на базах экипаж размещали в береговых казармах.
Поэтому пришлось вложить серьезные средства в модернизацию корабля, начиная от решения вышеописанных бытовых проблем и заканчивая размещением дополнительного оборудования и вооружения.
Правда, от идеи заменить итальянские орудия главного калибра на советские пришлось отказаться задача оказалась весьма трудоемкой и крайне затратной. Проще оказалось наладить производство боеприпасов под итальянские орудия.
По одной из версий, на линкоре собирались использовать снаряды с ядерными зарядами. И якобы незадолго до катастрофы были проведены успешные учебные стрельбы без ядерных зарядов, разумеется. Предполагается, что об этом стало известно западным спецслужбам, которые и организовали диверсию. Если конкретнее, то речь об англичанах, подводных пловцов которых якобы обучали итальянцы.
Называли и самих итальянцев. Точнее, князя Валерио Боргезе и его боевых пловцов. Наверное, самое известное итальянское подразделение времен Второй мировой. Якобы Боргезе поклялся не допустить, чтобы гордость итальянского флота досталась Советам. Еще одна версия взрывчатка была заложена на борту "Новороссийска".
Ну а по результатам официального расследования, причиной произошедшего был назван взрыв донной мины. Однако же в выводах комиссии, которая занималась расследованием обстоятельств катастрофы, это причина была названа "наиболее вероятной".
По трагическому совпадению, "Новороссийск" погиб спустя 39 лет после взрыва на борту флагмана Черноморского флота линкора "Императрица Мария". И тоже на севастопольском рейде, и тоже при невыясненных и по сию пору обстоятельствах...
Что еще может предложить "Русский день":