Крупные компании собирают о нас всю информацию, к которой у них есть доступ. Это позволяет им предлагать подходящие продукты и услуги, анализировать свою целевую аудиторию и улучшать обслуживание. Это обилие информации о пользователях называется Big Data. Но иногда у компаний может быть доступ к слишком большому количеству информации.
Пузырь фильтров
Количество данных, собранных о нас – огромно. Яндекс, например, собирает всю историю поисковых запросов пользователя, историю посещений и даже клики на сторонних сайтах. А Google, помимо этих данных, анализирует информацию из браузера Chrome и различных принадлежащих компании сервисов вроде Google+. Microsoft вообще собирает огромное количество данных через операционную систему Windows. Так же поступают все, у кого есть доступ к информации о пользователях: Facebook, Вконтакте, Instagram и другие сервисы.
На основе полученных данных формируется «виртуальный портрет» пользователя. Поисковик, зная интересы человека, предложит ему более релевантные варианты, социальная сеть покажет посты в соответствии с интересами, а магазин прорекламирует наиболее подходящий товар. Эта релевантная информация и называется пузырем фильтров.
Пользователям это удобно – информация в сервисах персонализируется и соответствует их интересам. Любителю кино по запросу «Обитаемый остров» поисковик покажет трейлер фильма Бондарчука, а фанату братьев Стругацких – ближайший магазин книг. Так же и в социальных сетях: если человек интересуется всем французским, то новости из Англии в его ленту вряд ли попадут.
Так создается круг интересов, за который пользователь не выходит – об этом писал в своей книге Илай Парайзер. В результате человек может недополучать информацию, если системе покажется, что она не интересна для этого пользователя. Человек в пузыре фильтров может не знать важные новости и не видеть альтернативных точек зрения.
Кроме того, такое огромное количество собираемой информации может вызывать беспокойство у людей, озабоченных сохранением своих персональных данных.
Независимость
Практически все сервисы предлагают пользователям настройки, позволяющие отключить пузырь фильтров. В Яндекс и Google можно отключить выведение результатов в соответствии с историей поиска, а во Вконтакте выключить сортировку постов в ленте на основе алгоритмов.
Системы всё равно будут анализировать операционную систему, браузер, геолокацию и еще множество параметров, включая каждый лайк в социальной сети. Но можно попытаться «обнулить» себя для алгоритмов.
Для этого нужно отчистить cookies в настройках браузера и отключить эту функцию. С таким же эффектом можно использовать режим «инкогнито». Более радикальный способ – использование анонимайзеров, VPN или TOR или специальных расширений для браузера, таких как Ghostery и Disconnect.
А для разового получения альтернативной информации можно воспользоваться специальным сервисом без пузырей фильтров. Самый известный – поисковик DuckDuckGo, который показывает выдачу, одинаковую для всех посетителей.
Автор: Вячеслав Оглоблин