Найти в Дзене
Русский Бастион

Легенда сирийской войны: роковая битва за Квайрис

Сирийский конфликт медленно, но верно подходит к своему логическому концу. Новости с фронтов вызывают в прессе всё меньше ажиотажа, а в памяти людей остаются лишь наиболее яркие события этой войны - упорная битва за Алеппо, многомесячная осада Дейр-эз-Зора, стремительный бросок на Абу-Кемаль...

Однако по истине беспримерный героизм сирийских и российских бойцов проходил едва заметно, вдали от крупных городов и именитых генералов. Так, ранее я уже рассказывал о невероятной битве за базу Абу-эд-Духур, разразившейся в самый разгар песчаной бури. Сегодня же речь пойдёт об обороне аэродрома Квайрис, защитники которого почти три года сражались в полной изоляции, но пережили и наступление «умеренной оппозиции», и танковые штурмы ИГИЛ, и изматывающую «охоту» снайперов «ан-Нусры».

В 2011 году в Сирии, после ряда массовых антиправительственных демонстраций, началась полноценная гражданская война. По большому счёту, образовавшиеся мятежные группировки могли быть разбиты в течении нескольких месяцев, однако дело осложнилось вмешательством сразу нескольких внешних «партнёров». На провинции Идлиб и Алеппо положила глаз Турция, радикальных исламистов поддержали монархии персидского залива, курды оказались лучшими друзьями американцев, которые, в свою очередь, объявили «борцами за свободу» всех без разбору.

Несмотря на столь острую ситуацию, обстановка в городе Алеппо на начало 2012 года была относительно спокойной. Бои шли на дальних подступах.

Однако день за днём кольцо вокруг второго по величине города Сирии сжималось. Основой обороны сирийской армии стали многочисленные базы, аэродромы, военные учебные заведения и заводы, расположенные на окраинах города. Каждый из этих объектов сам по себе представлял полноценную крепость и позволял малочисленным обороняющимся удерживать город в своих руках. Дальний рубеж на восточном направлении прикрывала военно-воздушная база Квайрис.

Однако летом 2012 года обстановка начала накаляться и в самом Алеппо. В город сумели просочиться малочисленные группы боевиков, которые начали совершать теракты и нападать на военные патрули. В то же время «умеренная оппозиция» начала наступление с юго-запада, из Идлиба, и с севера, от турецкой границы. Сирийских сил в алеппо оказалось недостаточно для одновременного ведения круговой обороны мегаполиса и боям внутри города.

Мини-крепости начали падать одна за одной. «Умеренные» продвигались столь стремительно, что командование даже не успело эвакуировать базу Квайрис. И хотя до той части Алеппо, что всё ещё находилась под контролем армии, было всего 45 километров, но преодолеть это расстояние не представлялось возможны.

Те укреплённые объекты, что ещё недавно помогали сирийским военным держать оборону, перешли в руки противника. И теперь каждая сотня метров, что отделяла базу от основных сил, простреливалась снайперами и артиллерией.

На Квайрис оказалось заблокировано 600 человек. И если на базе Абу-эд-Духур оборону держали подготовленные и опытные силы спецназа, то эту базу защищали лётчики, обслуживающий самолёты персонал, небольшой отряд охраны и многочисленные курсанты лётного училища, расположенного в Алеппо.

Сирийский пилот, переквалифицировавшийся в снайпера
Сирийский пилот, переквалифицировавшийся в снайпера

Возглавил оборону командир базы генерал Аль-Муханна. Как видно, матёрых вояк среди обороняющихся не было. Но ни кто из них не струсил, когда стало ясно, что база оказалась в осаде.

Защитники Квайрис
Защитники Квайрис

«Умеренная оппозиция» вообще не обращала внимания на то, что у них в тылу оказался заблокирован крупный отряд сирийских военных. Командиры ССА были полностью уверены в своей скорой победе, ведь «Америка нам поможет», поэтому в интервью отмечали, что штурма Квайриса не будет - осаждённые либо сами сдадутся, либо погибнут от голода.

В течении года сирийская армия снабжала базу по воздуху, сбрасывая провиант и боеприпасы с вертолётов. Занятие это было крайне опасным и вертолёты зачастую возвращались сильно потрёпанными... а иногда не возвращались вовсе. В условиях тотальной войны командование САА не всегда могло позволить себе такие риски, и осаждённые могли по 2-3 месяца сражаться в полной изоляции.

Бойцы осаждённой базы за обедом
Бойцы осаждённой базы за обедом

«Умеренные» действительно не предпринимали полноценных штурмов. Но дисциплина в ССА практически отсутствовала, и отдельные полевые командиры время от времени проявляли нездоровую инициативу, которая приводила к потерям с обеих сторон.

Ситуация изменилась, когда уже самих «умеренных» с востока начали теснить боевики «ан-Нусры», присягнувшей на верность ИГИЛ. В 2014 году ССА стремительно разваливалась на части и террористы с марша брали город за городом. Довольно скоро база Квайрис оказалась в окружении уже «ан-Нусры» и начались действительно серьёзные проблемы.

Террористы не желали мириться и ждать, тем более, что сирийские бойцы, даже будучи в окружении, контролировали со своих позиций близлежащее шоссе, связывавшее Алеппо и Ракку. Чтобы успешно перебрасывать собственные силы между провинциями, «чёрным» необходимо было разделаться с последним оплотом сирийской армии и началась подготовка к штурму.

Как такового единого штурма не было, это была целая серия атак, которые волнами накатывали на базу со всё увеличивающейся силой. Но результат был скорее отрицательным. Атакующие несли крупные потери, так, в июле 2014 года погиб известный полевой командир Абу Омар аль Чичени. В итоге и «ан-Нусра» засела вокруг базы и стала ждать, однако теперь защитников постоянно беспокоил не снайперский огонь. а артиллерийский.

Оборонительные позиции вокруг базы
Оборонительные позиции вокруг базы

Новый виток противостояния наступил в начале 2015 года, когда в регион прибыли уже не разного рода охочий зброд, а настоящие подразделения ИГИЛ - опытные, хорошо подготовленные и отлично вооружённые американским оружием, «случайно найденным в пустыне». На их вооружении уже были ПЗРК, которые наглухо закрыли небо над базой для сирийских вертолётов.

Вновь начались изматывающие атаки волнами. В ходе одного из таких приступов, 15 мая 2015 года, в бою погиб командовавший обороной генерал Аль-Муханна. Однако и эта потеря не сломила оборону.

По настоящему засуетились боевики в августе 2015 года, когда начали ширится слухи о скором вмешательстве в конфликт России. Группировки спешили уладить тыловые конфликты, дабы бросить все силы на усиление фронта. 10 августа 2015 года на Квайрис началось самое крупное наступление за все годы осады.

-6

Утром к КПП попытался прорваться джихадмобиль, однако он был уничтожен из крупнокалиберных пулемётов. Несмотря на первую неудачу, боевики начали генеральное наступление. Сразу с нескольких сторон базу атаковало ещё несколько смертников, а за ними в бой пошли танки и бронемашины. Атаку тяжёлой техники подержало порядка 600 боевиков.

Но, несмотря на все усилия, к вечеру штурм захлебнулся. На подступах к базе полыхало с десяток танков и самодельных броневиков. Более того, один из танков обороняющимся даже удалось захватить. Тяжелейшие потери понесли и обороняющиеся - 30 бойцов.

Т-55 отбитый у ИГИЛ при штурме базы
Т-55 отбитый у ИГИЛ при штурме базы

После этого штурма в сирийском Тартусе прошёл митинг, организованный родственниками обороняющихся солдат. Люди требовали немедленной деблокады Квайрис и спасения своих родных. Вскоре, под давлением общественности, сирийская армия предприняла первую серьёзную попытку прорыва, но она окончилась полной неудачей. Сказалось отсутствие опытного командующего и воздушной поддержке.

Работа над ошибками была проведена моментально. В Алеппо началось формирование ударного отряда. Костяком послужил мало тогда кому известный отряд «Силы тигра», а планированием операции занялся также ещё малоизвестный полковник Сухель аль-Хасан. С воздуха чугуний на головы боевиков должна была обрушить российская авиация, которая на тот момент уже скрытно перебрасывалась на сирийские аэродромы.

Общее наступление сирийско-российских сил началось 15 сентября. Битва за Кувейрис стала одной из первых для российских лётчиков в Сирии. Памятуя о предыдущем неудачном прорыве, аль-Хасан не спешил бросать в бой все доступные силы. «Тигры» штурмом брали дом за домом, крепость за крепостью, в перерывах терпеливо выжидая, пока ВКС вбивают в пустыню резервы боевиков, спешащих залатать дыры во фронте.

-8

Почти 2 месяца потребовалось сирийской армии, чтобы преодолеть всего 45 километров. Но 10 ноября «Тигры» выбили боевиков из деревни Расм Аббуд, откуда уже была видна база, три года продержавшаяся в осаде. Как только окружение было прорвано, террористы ИГИЛ начали полное отступление в тыл на новые позиции. К моменту снятия осады из 600 бойцов, в живых оставалось только 350.

-9