В знаменитой сказке Экзюпери путешествующий принц на очередной маленькой планете встречает пьяницу. У них состоялся короткий диалог.
Вот он:
— Что это ты делаешь? — спросил Маленький принц.
— Пью, — мрачно ответил пьяница.
— Зачем?
— Чтобы забыть.
— О чем забыть? — спросил Маленький принц; ему стало жаль пьяницу.
— Хочу забыть, что мне совестно, — признался пьяница и повесил голову.
— Отчего же тебе совестно? — спросил Маленький принц, ему очень хотелось помочь бедняге.
— Совестно пить! — объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова.
Их встреча состоялась тогда, когда мальчик ещё был маленьким принцем. Снятие короны при взрослении ещё не произошло. Он летает по вселенной и видит планеты одиноких людей, которые, повзрослев, остались в духовном тупике.
Пьянство (не путать с умеренной выпивкой!) — это один из наркотических способов спрятаться от насущных проблем, отвлечься от правильного пути и одновременно способ повысить свою ранговость. Ну, то есть пьяный рядовой чувствует себя генералом, а что у него ботинки и оружие не чищено, он забыл.
Так вот уверяю вас, что Родион Раскольников из романа «Преступление и наказание», встретив в питейном заведении Мармеладова, как раз побывал таким вот маленьким принцем на планете у пьяницы.
Замечательно, что Родион ещё до сих пор, в 23 года, метит в наполеоны, в мечтах подтягивает себя до императоров, а у самого шляпа изорвана, дела расстроены, учёба брошена. То есть тоже оставил свою планету без присмотра и ходит присматривается к другим, кто и как живёт.
Пьяница Семён Мармеладов пристрастился к напитку, скорее всего, уже давно. Быть самим собой он боится, поэтому прячет голову в пьянство. Что делать со своей жизнью дальше, после того как умерла супруга и Семён остался с 14-летней дочерью, он не знает. И подумать об этом как следует себе не дает.
А ведь это очень важно! Очень важно понять, чего ты сам хочешь дальше, когда какое-то неприятное событие (смерть родственника и тому подобные) спутало тебе все карты. И спешить здесь ни в коем случае нельзя. Чтобы прислушаться к сердцу, иногда требуется очень много времени. Иногда даже годы. Это нормально.
Но 50-летний Мармеладов встречает 30-летнюю Катерину Ивановну — бабу с тремя прицепами — и из жалости женится на ней. Ежу понятно, что они не пара. Однако этому мужчине хочется поскорее как-то дальше реализоваться, поэтому он решает примерить венец мученика.
Женившись на Катерине Ивановне он жертвует свободой, не занимается воспитанием и образованием дочери, делит с женой и её детьми горькую участь униженных и оскорбленных. При этом регулярно пьёт водку, чтобы не видеть грязи и бедности. По сути, он сам садится на шею вдове, потому что, как и Родион, любуясь собой, перестаёт заниматься делами земными.
Он так рассуждает:
А разве сердце у меня не болит о том, что я пресмыкаюсь втуне? Когда господин Лебезятников, тому месяц назад, супругу мою собственноручно избил, а я лежал пьяненькой, разве я не страдал?
Надев корону мученика, Мармеладов решает, что с него достаточно страдать. А кто оплатит квартиру, накормит детей и жену, об этом ему думать не по масти. Мученичество превращается в мазохизм, когда он с наслаждением принимает побои жены. И так же со страдальческим наслаждением пьёт водку.
Своё ничтожное положение в семье и в обществе Мармеладов готов бесконечно смаковать в разговорах с собутыльниками. И разговор, если разобраться, так и идёт по кругу. Пью, чтобы страдать. Страдаю и от этого пью. Почему не налаживаю жизнь? А разве мне не совестно? Виноват и страдаю. Поэтому пью.