Найти в Дзене
VIKENT.RU

Категории: Философские дисциплины

Оглавление

По умолчанию Категории портала VIKENT.RU обычно содержат материалы, начиная с «древних греков» и раньше… Если Вы намерены читать материалы по избранной Вами теме, относящиеся к концу XX – началу XXI века, то в открывшейся Категории Вам нужно просто дважды кликнуть надпись сверху-слева: Год

Категории и различные картины мира

8000 г. до н.э. Аксиомы / допущения / каноны Ветхого завета

1.1 В начале сотворил Бог небо и землю.

1.2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою.

1.3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

Первый день творения. Гравюра Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда
Первый день творения. Гравюра Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда

1.4 И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы.

1.5 И назвал Бог свет днём, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

1.6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.

1.7 И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

1.8 И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день вторый.

1.9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.

1.10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.

Источник - портал VIKENT.RU

3000 г. до н.э. Древнеиндийское учение Упанишад

Упанишады - религиозно-философские комментарии к Ведам, которые составлялись в Древней Индии, начиная с 7 – до 3 века до н. э. и кончая 14-15 веками нашей эры.

Это учение - основа всех ортодоксальных религиозно-философских систем Индии, связанных с достижением духовного освобождения. Упанишады насчитывают – по разным данным от 200 до 300 текстов, из них классическими признаны 108.

В Упанишадах также содержится объяснение слога «Ом» как трансцендентного, космического звука, который является основой всего бытия…

Символ "Ом"
Символ "Ом"

«Упанишады являются творением интуитивного сознания и озаренного откровением опыта, их содержание, композиция, стиль, система образов и динамика действия отмечены и определяются этим самобытным свойством. Высшие и всеобъемлющие истины, представления об идентичности души и всемирного божественного Существа заключены в такие лаконичные и выразительные фразы, что тут же возникают перед внутренним взором и обретают реальность и неудержимо влекут к себе, либо они предстают в стихах, полных откровения и мысли, выражающих через конечный образ все бесконечное. В Упанишадах раскрывается Он (бог) и многочисленные его аспекты, причём каждый, благодаря широкому диапазону выразительных средств, приобретает своё полное значение и каждый, как бы самопроизвольно, находит своё место и связь с другими аспектами, благодаря точности любого слова и всей фразы.

Источник - портал VIKENT.RU

2200 г. до н.э. Ба Гуа - восемь китайских триграмм

Триграмма - графическое изображение, состоящее из 3 горизонтальных чёрточек «в столбик», каждая из которых может быть целой и трактуется, например, как мужское начало Ян и прерванной, трактуемой, как женское начало - Ин.

Общее число неповторяющихся триграмм – 8.

Ба Гуа
Ба Гуа

По древнекитайским преданиям, триграммы были изобретены мифическим мудрецом Фуси, жившим в первой половине III тысячелетия до нашей эры и изначально применялись для гадания.

Позже набор триграмм  был осмыслен китайцами как общая классификационная  система с троичным основанием.

Учитывая, что эта система формировалась столетиями, каждой триграмме, соответствует  (приписывается) гамма различных значений, афоризмов. Так, приписываемое различным черточкам именно мужского и женского начала – лишь одни из многих возможных вариантов…

Источник - портал VIKENT.RU

Критика философии

200 г. н. э. Критика различных «критериев истины» по Сексту Эмпирику

Секст Эмпирик возродил идеи некогда существовавшей и возглавлявшейся  философом Пирроном школы скептиков.

«Его труды, основанные на положениях Пиррона, направлены были против всех тогдашних умозрительных наук и философских школ.

Его главный аргумент - невозможность при наличии различных, часто прямо противоположных мнений найти какой-то критерий для установления истины.

Таким критерием не может быть ни ссылка на авторитет, поскольку нет общепризнанного авторитета, ни мнение большинства людей, так как нельзя узнать, что думают все люди, тем более что их мнения могут меняться в зависимости от множества причин.

Секст Эмпирик
Секст Эмпирик

Нельзя считать критерием какое-то без доказательств принимаемое положение, ибо никто не обязан верить, что оно действительно правильно и что, следовательно, правильны все выводимые на его основе следствия и умозаключения. Если же попытаться его доказать, то опять-таки встанет всё тот же вопрос о критериях.

Источник - портал VIKENT.RU

1697 г. н. э. О создателях новых философских систем по Джонатану Свифту

«Рассмотрим теперь великих создателей новых философских систем и будем искать, пока не найдём, из какого душевного свойства рождается у смертного наклонность с таким горячим рвением предлагать новые системы относительно вещей, которые по общему признанию непознаваемы; из какого семени вырастает названная наклонность и какому свойству человеческой природы эти великие новаторы обязаны многочисленностью своих учеников.

Джонатан Свифт
Джонатан Свифт

Ведь несомненно, что виднейшие из них, как в древности, так и в новое время, большей частью принимались их противниками, да, пожалуй, и всеми, исключая своих приверженцев, за людей свихнувшихся, находящихся не в своём уме, поскольку в повседневных своих речах и поступках они совсем не считались с пошлыми предписаниями непросвещенного разума и во всем похожи были на теперешних общепризнанных последователей своих из Академии нового Бедлама (заслуги и принципы которых будут разобраны мной в своём месте).

Такими были Эпикур, Диоген, Аполлоний, Лукреций, Парацельс, Декарт и другие; если бы они сейчас были на свете, то оказались бы крепко связанными, разлученными со своими последователями и подверглись бы в наш неразборчивый век явной опасности кровопускания, плетей, цепей, темниц и соломенной подстилки.

В самом деле, может ли человек в здравом уме и твёрдой памяти когда-нибудь забрать себе в голову, будто он в силах перекроить понятия всего человечества по длине, ширине и высоте своих собственных?

Между тем таково именно скромное и почтительное притязание всех новаторов в царстве разума.

Источник - портал VIKENT.RU

1769 г. н. э. Попытки «угадать ответ» вместо исследования по Клоду Гельвецию

«Из воображаемых стран, которые посещает человеческий дух, я остановлюсь прежде всего на стране фей, гениев, волшебников.

Люди любят сказки: всякий читает их, слушает и сочиняет их сам. Смутное желание счастья заставляет нас с удовольствием бродить в стране чудес и химер. Что касается химер, то все они одного и того же рода. Все люди желают бесчисленных богатств, безграничного могущества, бесконечных наслаждений, и желания эти всегда уносятся за границы действительного обладания. Как счастливы были бы мы, говорит большинство людей, если бы наши желания выполнялись немедленно после возникновения их! О безумцы, неужели вы никогда не поймёте, что часть вашего счастья заключается именно в желании? […]

Клод Адриан Гельвеций
Клод Адриан Гельвеций

Философские сказки. Сказки этого рода - более серьёзные и более важные, но иногда столь же легкомысленные и менее занятные, чем простые сказки, - сохранили между собою почти  неизменное сходство. К числу этих сказок, одновременно и столь замысловатых, и столь скучных, я отношу сказки о нравственной красоте, о природной доброте человека, наконец, различные отвлеченные системы физического мира. Последние должны быть построены только на опыте; если философ не обращается к опыту, если ему не хватает мужества остановиться там, где ему недостаёт наблюдения, то он воображает, что строит систему, а в действительности только сочиняет сказки.

Такой философ вынужден подменять гипотезами недостающий опыт и заполнять догадками необъятные промежутки, оставляемые нынешним, а ещё более прошлым невежеством между всеми частями его системы. Что касается гипотез, то они почти все одного и того же рода. Кто знакомится с древними философами, тот убеждается в том, что все они придерживались почти одного и того же взгляда и что различия между ними заключались лишь в выборе материалов, которые они клали в основу построения Вселенной.

Источник - портал VIKENT.RU

Для продуктивной работы с Категориями, целесообразно использовать режим Сравнение

Все исследовательские темы портала VIKENT.RU

Источник