До недавнего времени все, что мы знали об этом человеке, содержалось в единственном свитке двухтысячелетней давности и считалось легендой. Но в один прекрасный день местный крестьянин, колупая огород мотыгой, наткнулся на глиняную голову человека, позвал ученых-археологов и они раскопали терракотовую армию первого императора Великого Китая Цинь Ши Хуанди. И оказалось, что легенда – и не легенда вовсе, а самая что ни на есть правдивая правда. Ну, или почти правда.
В одном из семи китайских царств в 259 году до нашей эры родился маленький мальчик по имени Ин Чжен. Был он сыном заложника, от которого родила наложница, так что перспективы на престол имел еще более призрачные, чем его папашка. Однако мамочка завела себе любовника из влиятельных, некого Люй Бувэя, и родненький папулька таки уселся на золотой табурет царства Цинь. Счастья это ему не принесло и уже через три года он скончался при невыясненных обстоятельствах.
Так в 13 лет Ин Чжен стал царем одного из сильнейших китайских государств - Цинь. Правда правил он только номинально, поскольку ушлая мамаша Люй Бувэя протащила в премьер министры и тот от имени правителя кааак давай приказы раздавать да реальную власть приобретать. Да так увлекся, что прохлопал ушами, как Чжен из несмысленыша в мужика превратился. Да Люй Бувэй этот же сам, правда не ведая того, помог ему стать тем, кем он стал. А было все так.
В один прекрасный день ко двору притопал оборванец по имени Ли Сы, мечтающий устроиться на царскую службу. Люй Бувэй был впечатлен амбициями этого чувака и быренька его зауважал за столь бурную фантазию. Премьер министру стало любопытно, как нищий Сы планирует вырасти в одного из самых влиятельных людей страны, и он взял его на службу. Уже через совсем недолгое время Ли Сы получил свободный доступ к царским ушам и стал вдувать в них запретное.
Надо бы отметить, что чувак этот, хоть и из простых, но вынашивал в себе великую идею. Идею о единой стране, в которой все живут по написанным правилам и где всё контролируется законом. А для достижения этой цели нужен был сильный правитель, коего он из пацана и решил сотворить. Сы рассказывал маленькому Чжену, что он силен, могуч и способен со всем справиться сам, без всяких мамашей и Люй Бэев, что он рожден для объединения Китая и прочие крамольные вещи. Да так убедительно рассказывал, что к 17 годкам пацан таки устранил всех доброжелателей от управления, а в 18 завоевал ближайшее царство Хань.
Позже он раскрыл против себя несколько заговоров, разорвал на площади конями нового любовника матери Лао Ая и приказал задушить двух незаконнорожденных своих братьев, дабы устранить даже сам повод для государственного переворота. Кстати, Лао Ай должен был стать евнухом, но по неизвестной причине яйки его остались не тронутыми, а само он имел неосторожность соблазнить мать правителя. После казни заговорщика из страны были изгнаны бывший премьер министр Люй Бувэй и царская мамашка с формулировкой «за плетение злобных козней против законного правителя», а еще через год Люй Бувэй наложил на себя руки не вынесши нищего существования.
Именно в это время у будущего императора Китая начинает потихоньку ехать крыша. Его одолевает мания преследования, за каждым углом мерещатся наемные убивцы с большими ножиками и предатели с быстродействующей отравой. Ин Чжен приказывает, чтобы в его присутствии никто не смел даже заколку острую при себе оставить, но когда целая толпа придворных не смогла защитить правителя от очередного наемного убивцы, понимает, как ошибался. Гипертрофированная подозрительность подтачивает его изнутри, ослабляя рассудок, и он все больше полагается на ученика Сунь Цзы – Ли Сы, который очень быстро становится премьер министром.
Постепенно все шесть китайских царств были завоеваны и объединены в единый Великий Китай, как Ин Чжен и мечтал. Тогда он не стал скромничать, и принял имя основателя первой императорской династии – Цинь Ши Хуанди, что дословно означает «Великий Император основатель Цинь». К этому моменту подозрительность правителя становится беспрецедентной, но его рассудку грозит и новая опасность – император начинает бояться смерти. И не потому, что страшно умирать, а потому, что в загробном мире его ожидают души сотен тысяч убитых вражеских воинов, которые просто мечтают сделать ему больно.
Ши Хуанди начинает поиски бессмертия, а Ли Сы в это время претворяет свои мечты в жизнь. Насоветовав императору, он вводит на территории страны единые и очень жесткие законы. Контролирующие буквально каждый шаг подданных. За малейшей провинностью следует строгое наказание, подчас не сопоставимое с масштабом преступления. В империи контролируются все аспекты жизни народа, включая личную. В частности, если бывал выявлен половой контакт без свадьбы, адюльтер или инцест, обоих любовничков ожидало публичное отнятие головы на рыночной площади. Император любил, чтобы все жили так, как он хочет. По сути, это первый действительно тоталитарный режим на планете.
Пока шиза еще не полностью овладела правителем, он осуществляет масштабные стройки, позволяющие двигать вперед технологии, защищаться от внешних врагов, развивать хозяйство. Китай богатеет, вырастает Великая Китайская Стена, перекрывшая доступ в Поднебесную диким кочевым племенам из Монгольских степей, возводится шедевр архитектуры – великая усыпальница императора, охраняемая терракотовой армией. Но Ши Хуанди не хочет в усыпальницу. Он хочет жить вечно.
В это время один из лекарей предлагает императору продлять жизнь при помощи лекарств на основе ртути. В те времена универсальный растворитель золота – ртуть, имеющая уникальные свойства, считалась идеальным металлом и ей приписывали многие магические сойства, в том числе – продление жизни. Ши Хуанди соглашается и начинает потреблять ртутные конфетки, что, естественно, произвело обратный эффект. В первую очередь ртуть поразила мозг великого человека, и он стал сходить с ума еще более быстрыми темпами. Как раз в это время Ли Сы продолжает закручивать гайки тоталитаризма.
Обретя контроль над действиями подданных, Ли Сы решает контролировать и мысли. А чтобы контролировать мысли, необходимо избавиться от их источника – книг. И по всему Китаю запылали костры из бамбуковых свитков, содержащих трактаты по философии, этике, морали, и прочих «ненужных» народу наук. Так мир потерял огромное знание и эту потерю не смогли восполнить до сих пор. Кроме того, по всей стране начались казни ученых людей, не поддерживавших философию Ли Сы. Так, только последователей Конфуция в одном месте закопали живьем около 460 человек.
А ртуть в конце концов доконала императора, и он помер в 210 году до нашей эры от сильнейшего отравления этим металлом. Ли Сы и еще пара человек поинтриговали, возведя на престол хорошо управляемого и безвольного младшего сына Ши Хуанди – Ху Хая, однако из этого ничего не вышло и по всей стране начались мятежи родовой знати, в результате которых Китай опять был разорван на воюющие между собой провинции. Цинь Ши Хуанди мечтал о 10 000 лет правления его династии, а в результате империя рухнула уже через несколько лет после смерти безумца. Такие дела.