Найти тему

Когда люди действительно любят детей

Один из них был образованным человеком из небедной семьи: кадетский корпус, Институт гражданских инженеров в Петербурге, курс лекций в Венском техническом университете в Австрии. Успешный архитектор, он построил несколько домов в стиле модерн в Самаре, был приглашен Шехтелем в Москву, здесь тоже отметился проектированием прекрасных зданий, а потом увлекся педагогикой. Да так крепко, что вернулся к архитектуре только через несколько десятков лет, уже при советской власти. Его звали Александр Зеленко.

Второй педагогикой увлекался по жизни, но так и не окончил никакого высшего учебного заведения. Сперва мехмат, затем медицинский факультет Московского университета, сельскохозяйственная академия Тимирязева (Петровская) и в завершение почему-то консерватория по классу вокала. Однако отсутствие диплома не помешало ему в 1932—1934 годах руководить Центральной экспериментальной лабораторией Наркомпроса РСФСР и одновременно с 13 февраля 1932 года до своей скоропостижной смерти быть директором Московской консерватории. И в педагогике свое имя Станислав Шацкий увековечил.

-2

Когда эти двое увлеченных и одаренных молодых человека встретились, то родилось фактически внешкольное образование – кружки и секции. А кроме того, архитектурный шедевр, который, пусть слегка упрощенный и лысоватый, но дожил до наших дней вдали от обычных московских туристических маршрутов.

-3

В 1905 году Шацкий и Зеленко организовали что-то вроде дома творчества для детей в районе Бутырской слободы и Марьиной рощи и назвали «Сетлемент». По образцу американских сетлементов – интеллигентских поселений. Одновременно с этим они нашли благотворителя, выкупили землю в этом же районе, спроектировали и построили дом, где все пространство было организовано в соответствии с представлениями авторов проекта о том, где и как детям будет интересно и хорошо. Туда приходили дети из бедных семей – других в этом районе особо и не было, - и занимались всякими полезными вещами.

-4

В 1908 их учреждение было закрыто правительством (!) за «распространение идей социализма», организаторы арестованы, но вскоре отпущены за отсутствием состава преступления. Зеленко после этого уехал в кругосветное путешествие изучать педагогические новаторские приемы заморских стран, а Шацкий остался. Он переименовал свой приют в «Общество Детский труд и отдых» и продолжил заниматься тем, что считал нужным.

Советская власть оценила и Шацкого, и дом - после революции в нем размещалась «Первая опытная станция по народному образованию», затем школа, дом пионеров – то есть фактически здание использовали по прямому назначению. Кружки, секции и прочие дома детского творчества тоже прижились у нас в стране, как все знают.

-5

Изначально дом выглядел немного по-другому: он был покрыт шершавой штукатуркой, а рамы сделаны из темного дерева. Также в процессе «реставрации» в 90-х исчезла часть каминных труб и оконные переплеты. Сейчас в здании размещаются коммерческие учреждения, и их безобразные вывески портят фасад, стеклопакеты местами украшены прихотливыми решетками, но ничего, хоть так.

-6