Мы собрали для вас интересные рассказы о селах и людях, населяющих Страну гор, о которых, вероятно, вы не знали и не слышали.
Началось все много веков назад и продолжается по сей день. Это я о вере в существование духов добрых и духов злых. Сказ о Дагестане надо начать с них, чтобы задобрить, а то ночью может что-нибудь нехорошее случиться. В этих словах что-то есть, раз их часто вспоминают горцы. Оказывается, в компании мифологических существ Дагестана шайтаны — не самые коварные. А странные символы на стенах домов в наших селениях, подковы и рога над воротами – обереги от джиннов и прочей нечистой силы. Уж наши предки точно знали, как вести переговоры с параллельным миром.
Кубачинские тайны
Кубачинцы больше верили в звон чистых монет, нежели в духов. В случае чего всегда было чем откупиться. Первыми подделывателями монет в Дагестане были горцы из аула златокузнецов. И, как говорят историки, подделывали на совесть, то есть не жалели серебра, по весу фальшивки даже превышали оригиналы, что, пожалуй, и выдавало «воровской рубль».
Наиболее ранние письменные сведения о кубачинских подделках относятся к началу XVIII века. Ремесло каралось законом. А тех, кто нарушал запрет, строго наказывали. Но поскольку ни один правитель Дагестана не имел своего монетного двора, не было в крае и таких законов. На территории Дагестана были в обороте монеты стран Ближнего и Среднего Востока, России. Однако многие государства ограничивали вывоз своей валюты.
Балхар и Гаммад
Мне казалось, что я уже все знаю доме в Балхаре и его хозяине Гаммаде Маматиеве. По одному внешнему виду ясно – непростого человека это жилище.
Все дома строгие, а у него – с настроением, прямо праздник. Резная арка разукрашена, на стене мощная цепь, высеченная им из камня. Думала, что не придется удивляться. Но пришлось – и много, много раз. И тогда, среди минибюстов, и над рисункам в альбоме, и даже огороду, и тому, что ни одну свою работу он не продал. И не продаст. Потому что в этом самом двухэтажном доме (кажется, из восьми комнат) собирает музей. Давно собирает.
Сулевкентская керамика (Хасавюртовский район)
Некогда гончарный круг был в каждом сулевкентском доме, и ремесло, как священный Коран, передавалось по наследству. Казалось, никогда этих мест не коснется проблема возрождения народного промысла.
Вернуть селу былую славу, а людям благополучие взялся Рустам Шахбанов. Долгие годы разыскивал утерянный рецепт. И нашел! Народный промысел восстановлен! Поначалу мало кто верил в успех предприимчивого юриста.
Дело, однако, пошло. По республике разнеслась весть, что в селе вновь взялись творить прекрасные вещи из глины. Подоспела государственная помощь, образовали МУП «Сулевкентская керамика». Теперь сюда поступают заказы со всей России.
Дахадаевские замки
Этнографические, как и иные, открытия случаются нечасто. Не все тайны удается разгадать. Кузнечные замки Дагестана – нераскрытая страница нашей исторической культуры.
В 2016 году, оказавшись в экспедиции по гранту РГНФ в селах Дахадаевского района, ученые Института языка, литературы и искусства им. Гамзата Цадасы ДНЦ РАН Амирбек Магомедов и Хизри Юсупов обратили внимание на накладные замки, кои можно встретить только в разрушающихся аулах.
В этнографических исследованиях разных лет нет ни строчки о развитии традиционного замочного дела в Дагестане. Ничего, кроме информации о промыслах слесарей с. Харбук, занимавшихся в конце ХIХ в. изготовлением различных железных замков. Что ж, пожелаем ученым успехов и поспешим выше в горы!
Ансалтинский годекан (Ботлихский район)
Глубоко в ущелье шумит река. С высоты четко видны притихшие аулы, навечно связанные опорами и проводами, несущими свет в сакли.
Иду в центр села. Годекан. Самый настоящий. Самый горский. Самый живой. Вопреки кодексу чести, мне позволили здесь посидеть. Ну, так, с краю, и чтобы не мельтешила перед глазами.
Отчет держу перед старшим – Магомед-Мирзой Магомедовым. Мол, так вот и так. Скоро в села вернется молодежь, потому что будет чем ей здесь заняться. А мамам не надо будет сутками сидеть с детьми – откроют детсады, всем мест хватит. Бизнесмены будут развивать в горах серьезный бизнес, и эти мамы смогут работать.
Оказалось, все это они тут и без меня знают. Больше ничего не говорю.
А тем временем аксакалы думают, как поднять и устроить детей в институт, повысить урожайность и какой бы невиданный сорт яблок создать, чтобы единственный на всю страну.
Андийские бурки (Ботлихский район)
Первая бурочная артель появилась в с. Рахата в 1925 году. Говорят, она переселилась сюда из с. Анди. А в годы Великой Отечественной войны именно отсюда отправили на фронт более 120 тысяч бурок.
Этот вид одежды до 50-х годов был обязательным для каждого горца, а сегодня стал декоративным. Работницы промкомбината по производству знаменитых бурок гордятся любимым делом. Девушки наперебой рассказывают мне одну историю за другой. Обернув в бурку, похищали невест, на полях сражений она служила щитом от удара кинжала, на ней выносили раненых с поля боя. Широким подолом укрывали и себя, и лошадь от палящего солнца и дождя в дальних походах. А в годы Гражданской войны буркой лечились от простуды: пили несколько чашек горячего чая, одевались потеплее, укрывались буркой, надевали папаху и ложились спать. К утру от болезни и следа не оставалось!
Миджахские улочки ( Ахтынский район)
За туризмом и впечатлениями надо ехать в Миджах! Вот куда цивилизация еще не добралась. Там уже ждут уютные гостевые домики. Только к обеду из тумана вылезают макушки крыш, отчего кажется, что все дома находятся между небом и землей. А в пробелах между «и» прячется то, что называется горская жизнь.
Здесь можно говорить, говорить и говорить. Но лучше молчать. Так приятнее. Просто дышать вкусным воздухом и слушать Земфиру, которая то и дело перескакивает с русского на лезгинский и обратно. Она предлагает приезжать чаще, чтобы сбросить с плеч невидимые мешки-хурджины с никчемными хлопотами, суетой, вдохнуть полной грудью, напиться свежей водицы и восхищаться всем, что создано для человека.
Левашинский дом
Как же прекрасны эти старые сельские дома! Мой новый знакомый стал вспоминать, какой дом в Левашах самый старый. Каллиграфия на каменном заборе сообщает, что дом построен в 1330 году по мусульманскому летоисчислению. Значит, по Григорианскому – в начале XX века.
За оградой два дома. Новый и старый. Новый – как все, а старый – по-сельски правильный, с длинной верандой, когда-то выкрашенной в синий цвет. Видно, над домом поработало время. А он все равно стоит. Ну и что, что в нем никто не живет, пусть не заполняют его детский смех и молитвы старших. Зато он с историей и создает настроение. Особенно пробивающаяся на крыше травка.
Историки рассказывают, что изначально селение Леваши располагалось на кьякь, что в переводе с даргинского – холм. Старожилы говорят, что когда-то эти земли принадлежали хунзахским ханам. Затем перешли акушинцам. Потом стали их заселять выходцы из других сел. Так появилось селение Леваши.