По умолчанию Категории портала VIKENT.RU обычно содержат материалы, начиная с «древних греков» и раньше… Если Вы намерены читать материалы по избранной Вами теме, относящиеся к концу XX – началу XXI века, то в открывшейся Категории Вам нужно просто дважды кликнуть надпись сверху-слева: Год
Этика
1000000 л. до н.э. Гипотеза о возникновении первых табу по Ю.И. Семёнову
Первое издание цитируемой ниже книги вышло в 1966 году.
«Возникший на определённом этапе развития первобытного стада конфликт между производством и детопроизводством, между развивающимся производством, требовавшим возрастания уровня сплочения первобытного стада, и существовавшими в стаде неограниченными беспорядочными половыми отношениями был преодолён путём освобождения периодов напряжённой хозяйственной деятельности от половых отношений, путём ограничения проявления полового инстинкта во времени.
Формирующиеся производственные отношения были не настолько ещё сильны, чтобы подчинить себе половые отношения, упорядочить и организовать их. Возникновение социальной организации половых отношений на том уровне развития не было ещё возможно. Но формирующиеся социальные отношения к тому времени настолько окрепли, что уже были в состоянии частично вытеснить оставшиеся неупорядоченными половые отношения из жизни коллектива, превратить их из постоянно существующих в периодически возникающие.
Освобождение периодов интенсивной хозяйственной деятельности от половых отношений было невозможно без резкого возрастания способности первобытного человеческого стада регулировать поведение своих членов и без значительного совершенствования способности его членов контролировать свои действия, подавлять и обуздывать свои инстинкты, свои биологические потребности
40000 л. до н.э. Первобытная семья и альтруистические инстинкты по современной оценке В.П. Эфроимсона
«Лишь при прочной внутриплеменной спайке, товариществе, самоотверженности детёныши (дети) могли прожить десять-пятнадцать лет от рождения до относительной самостоятельности.
Зато сохранение хоть половины «поголовья» на протяжении трёх-четырёх поколений порождало настоящий взрыв размножения, сам-сто, сам-двести, и инстинкты, экстраполяционные рефлексы, влечения, которые мы позднее назовём альтруистическими, могли сразу распространиться на необозримые пространства. Стаи дочеловеков и племена человека могли не конкурировать и не воевать друг с другом. Всё равно природа безжалостно истребляла те, в которых недостаточно охранялись беспомощные дети, в которых недостаточно о них заботились.
Орды и стаи дочеловека могли существовать без каких-либо особо сложных коллективистических и альтруистических инстинктов. Они могли побеждать и даже плодиться.
Они только не могли выращивать своё потомство, а следовательно, они не могли передавать свои гены и вымирали, образуя бесчисленные тупики и тупички эволюции.
Этический кодекс творческой личности
496 г. до н.э. Твердые принципы жизни по Конфуцию
«Учитель, - обратились к Конфуцию, - Ваш Путь несказанно велик, вот почему мир неспособен принять его.
Не лучше ли Вам приспособиться к миру?
- Хороший земледелец может вспахать и засеять поле, - сказал Учитель, - но не может ручаться, что снимет богатый урожай.
Хороший ремесленник может изготовить изящную вещь, но не может ручаться, что её оценят в мире.
Мудрый может следовать праведному Пути, но не может ручаться, что люди примут его правду...
Но вы должны и впредь твёрдо идти своим путём».
Малявин В.В., Конфуций, М., «Молодая гвардия», 1992 г., с. 266.
1875 г. н. э. Ганди в детстве
«Отец был предан своему роду, правдив, мужествен и великодушен, но вспыльчив... Он отличался неподкупностью и за свою справедливость пользовался уважением и в семье, и среди чужих.
О матери я сохранил воспоминание как о святой женщине. Она была глубоко религиозна и не могла даже подумать о еде, не совершив молитвы... Она накладывала на себя строжайшие обеты и неукоснительно их выполняла. Помнится, однажды во время чандраяны она заболела, но даже болезнь не помешала ей соблюдать пост.
Я родился в Порбандаре, или Судамапури, 2 октября 1869 года. Там же провёл детство. Помню, как впервые пошёл в школу. В школе мне не без труда далась таблица умножения. Тот факт, что из всех воспоминаний в памяти сохранилось лишь воспоминание о том, как я вместе с другими детьми научился давать всевозможные клички нашему учителю, говорит о том, что ум мой тогда был неразвит, а память слаба.
Я был очень робок и избегал общества детей. Единственными друзьями были у меня книги и уроки. Прибегать в школу точно к началу занятий и убегать домой тотчас по окончании их вошло у меня в привычку. Я в буквальном смысле слова убегал домой, так как терпеть не мог с кем-нибудь разговаривать. Я боялся, как бы надо мной не стали подтрунивать.
Этика науки
1200 г. до н.э. Уважение знаний, учености и ученых в иудаизме
«Отношение евреев к образованию - тема особая. Их стремление к знаниям, образованию, учёности - едва ли не самое веское свидетельство в пользу признания за евреями всего мира достаточно высокой трудовой этики. У всех народов предполагалось знание законов, однако, у одних лишь евреев издавна существовало предписание регулярно изучать и разъяснять публично пункт за пунктом книгу законов.
Высокая оценка образования имеет для иудаизма троякое значение: во-первых, знание есть высочайшее и чистейшее блаженство, которого человек может достигнуть уже в этом мире; во-вторых, учение - источник твёрдых знаний, цельного образа мыслей; и в-третьих, учение представляет собой занятие сугубо нравственное.
Причём, иудаизм рассматривает учение, знание не только с точки зрения нравственного долга, но и долга религиозного. Как говорится в последней книге Торы - Второзаконие - родителям вменяется в обязанность: «И повторяй их (заповеди) сынам своим, и произноси их, сидя в доме своём, и идя дорогою, и ложась и вставая. И повяжи их как знак на руку свою, и будут они знаками между глазами твоими. И напиши их на косяках дома своего и на воротах своих» (Второзаконие: 6,7-9).
Во многом вследствие этого библейского установления еврейское право две тысячи лет назад запретило родителям жить в местах, где нет школ. Талмудическое право свидетельствует, что на одного учителя не должно приходиться более 25 учеников; если же класс больше - следует нанять ещё одного учителя.
370 г. до н.э. Клятва Гиппократа
«Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.
Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария.
Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом.
Достойные средства достижения цели
350 г. до н.э. О душе и моральном поступке по Аристотелю
«Аристотелевская физика исследует не только структуру физического мира, но и неразумные и разумные существа. Творениям с душой и разумом Аристотель посвящает множество трактатов, самый оригинальный среди которых - трактат «О душе».
Одушевлённые существа отличаются от неодушевлённых тем, что обладают витальным началом - душой.
Что же «такое душа? Отвечая на этот вопрос, Аристотель вписывает её в метафизику гилеморфизма. Все вещи суть сплав материи и формы: потенциальна материя, а форма - активная энтелехия. Для живых существ это означает, что тело есть потенциальный субстрат, форма как актуализация жизни дана в виде души. «Следует считать душу существенной формой физического тела, имеющего жизнь в потенции, а субстанция как форма есть энтелехия. Душа, следовательно, есть первая энтелехия физического тела, потенциально обладающего Жизнью». Так Аристотель дал душе определение, на многие века ставшее хрестоматийным.
Витальные феномены предполагают наличие некоторого набора постоянных операций. Так, душа как витальное начало имеет способности, функции и ответственные за разные действия части. Основные функции бывают вегетативного свойства (рождение, питание и рост), чувственно-моторного характера (ощущение и движение), интеллектуального свойства (познание, установка, выбор).
В соответствии с делением функций душа, по Аристотелю, имеет три части:
1818 г. н. э. Выходит посмертное издание трактата Жермены де Сталь: Размышления о главных событиях французской революции...
Выходит посмертное издание трактата Жермены де Сталь: Размышления о главных событиях французской революции... / Considérations sur les principaux événements de la Révolution française, depuis son origine jusques et compris le 8 juillet 1815.
Принцип, который ставит политику над моралью, она называет «адским». Ценность исторических решений, оценка деятельности политиков должны учитывать не только достигнутые цели, но и средства их достижения: «Гений проявляется не только в триумфе, которого он достиг, но и в тех средствах, которые он использовал для его достижения». […] «Моральное вырождение, наложившее печать на нацию, которую приучают к преступлениям, рано или поздно принесёт ей больше вреда, чем все блага временных успехов».
Considerations sur les principaux evenements de la Revolution francaise, ouvrage posthume de madame la baronne de Stael, Paris, 1818, II, p. 29.
Вопросы интеллектуальной собственности
6000 г. до н.э. Библейский первочеловек Адам
Библейский первочеловек Адам имел моральное право сказать:
«Я сделал это, не имеющее аналогов в мире…»
Его сыны и дочери – за единичными исключениями во всей истории человечества – этого права уже не имели.
Ошибка нецитирования первоисточников
Уровни оценки новизны результата / достижения по И.Л. Викентьеву
Оценки числа гениев в обществе
600 г. до н.э. Боги-изобретатели и люди-изобретатели в древнегреческой истории…
«Последовательность боги - герои - люди является относительной ещё и потому, что у Гомера и Гесиода и, естественно, до них греческие боги были не первооткрывателями, а лишь «подателями благ» и покровителями ремёсел, которым они научили людей. […]
Интерес к первооткрывателям в абсолютном смысле, т. е. к тем, кто изобрёл металлургию, земледелие, письменность или музыку, пробуждается постепенно, питаясь растущим вниманием к культурным новшествам как таковым и к приоритету в их создании.
Хотя быстрое социальное и культурное развитие Греции IX-VII веках породило немало новшеств во всех сферах жизни, для того чтобы в обществе зародился и созрел специфический интерес к подобным явлениям, необходим был известный временной промежуток.
Судя по доступным нам сведениям, реальные создатели культурных новшеств - изобретатели, поэты, музыканты, живописцы, скульпторы - попали в поле общественного внимания начиная с первой половины VII века.
На постепенность превращения богов в первооткрывателей указывает гомеровский гимн Афродите, в котором говорится, что Афина первой научила земных мастеров изготовлению колесниц и повозок, а девиц рукоделию (вероятно, ткачеству). […] … здесь, как и у Гомера, идёт не об изобретении ремесел, а об их научении. […]