Из воспоминаний подполковника запаса В. ХОРЕВА
Поздно вечером бойцы из сторожевого охранения наткнулись в кустарнике у Невы на тщательно замаскированную лодку. Однако их обеспокоила не столько сама находка, сколько три пары свежих следов на снегу. Это были подошвы сапог, которые носили гитлеровские солдаты.
Группа сержанта Лапшова укрылась в кустарнике около лодки.
— Каски, чтобы не отсвечивали, снять,
— тихо приказал сержант.
Предположения не обманули Лапшова. Не успели они, укутанные с головой в плащ-накидки, и десяти минут просидеть на корточках, как со стороны оврага, прижимаясь к береговому откосу, выползла сначала одна человеческая фигура, потом показались еще две.
Доставленные в штаб гитлеровцы, не скрывая, выложили все, что знали.
— Слушайте и запоминайте все до деталей,
— напомнил Лапшову капитан Смирнов.
— Вам идти на тот берег первым...
И сержант пошел первым. Вместе с ним по льду тащили трофейную лодку, переправлялись на ней через многочисленные полыньи еще шесть бойцов.
В короткой рукопашной схватке бойцы уничтожили с десяток ошеломленных гитлеровцев и устремились дальше. Сержант повел их к дзотам, которые должны были находиться где-то рядом.
Цепляясь за жухлый кустарник, Лапшов уверенно и ловко полз по крутому склону к амбразуре ближайшего к нему дзота, из узкой черной пасти которого торчал вороненый ствол пулемета. Он зашел с боку и буквально всунул в амбразуру связку гранат. От глухого взрыва в чреве дзота вздрогнула земля. Путь полку был открыт.
Немало разных трудных и ответственных заданий командования довелось выполнять гвардии сержанту Ивану Антоновичу Лапшову и после прорыва блокады Ленинграда. Но именно эти фронтовые события остались в его памяти на всю жизнь. За мужество, храбрость, находчивость, проявленные в боях на невском плацдарме, он был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.