Найти тему
Finance +

Акции разных классов: в чем разница

Виды акций как финансовых инструментов не исчерпываются только обыкновенными и привилегированными. Есть еще классификация, при которых акции делятся на классы, обозначаемые латинскими заглавными буквами: А, В, С. На самом деле этих цифр значительно больше, и классификация простирается до буквы Z, но наиболее распространены первые три класса.

Компания-эмитент делит свои акции на классы, чтобы разделить потоки привлекаемого капитала. Это помогает дозировать управление компанией, не допуская к ее рулю многочисленных мелких акционеров. Параметры, по которым один класс отличается от другого, несколько: наличие права голоса, доходность акции, величина комиссии.

Класс А - обыкновенные акции, которых больше всех торгуется на бирже. Они хорошо подходят частным инвесторам, так как не дают им и без того ненужное право голоса, зато дают право на получение дивидендов. Компании охотно выпускают такие акции, так как они привлекают существенный капитал, при этом не заставляя собственников делиться властью. Классы С и В дают право голоса своим обладателям. Определенному классу акций может быть присвоен не 1 голос, а 5 и даже 10. Заранее это соотношение знать невозможно, пропорции составляет компания-эмитент. Обычно акции класса А соответствует 1 голос.

Есть в истории фондового рынка и нестандартные ситуации с распределением голосов по акциям: например, акции Google класса А дают своему обладателю 1 голос на акцию, и ценные бумаги этого же класса торгуются на бирже. Акции класса С вовсе не имеют права голоса, зато бумаги класса В имеют номинал в 10 голосов каждая. Такая интересная ситуация сложилась после реструктуризации Google несколько лет назад. Во время преобразования корпорации ее учредители оказались владельцами большой части акций класса В, поэтому им и было решено придать больший вес. Так основатели компании сохранили управление ею в своих руках.