Принято считать что Советский Союз был таки цитаделью безбожия,богохульства и гонений на церковь.И да,безусловно,высказывание В.И Ленина по этому поводу( «Мы должны бороться с религией. Это — азбука всего материализма и, следовательно, марксизма. Но марксизм не есть материализм, остановившийся на азбуке. Марксизм идет дальше. Он говорит: надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснить источник веры и религии у масс»)запустило цепочку действий связанную с разрушением храмов и изъятием церковной собственности,травлей отдельных священнослужителей.Никто конечно не вспоминает что атеизм никогда не утверждался как официальная идеология СССР,о том что гонения на церковь в ранние годы советской эпохи были скорее так называемыми”перегибами на местах”.Перегибами связанными,прежде всего,с политической неграмотностью,а порою и с неграмотностью вообще(Не читать не писать короче)низшего управленческого звена молодого советского государства.
Несведущий человек мог бы подумать что все храмы были разрушены и разграблены,священники расстреляны,иконы сожжены или разворованы а простой верующий мог попасть за маленький нательный крестик или спрятанную в подполе Библию в жуткий ГУЛАГ годочков эдак на 10.Бред о посадках за нательные крестики я даже комментировать не стану,ибо бред и есть.Притеснения церкви НИКОГДА не декларировались как государственная политика СССР,церковь НИКОГДА не была запрещена.Да,был декрет об отделении церкви от государства(до 17 го года православная церковь была официальным государственным институтом),который впрочем к идеологии не имел большого отношения.Проводилось изъятие церковных земель и собственности в связи с разрухой и голодом в стране.И собственно претензии по этому поводу к молодому Советскому государству очень хорошо иллюстрируются в статейке которую я недавно обнаружил на сайте”Православие.ru”.Собственно СССР упоминается там лишь как звено в даааавнишней истории с притеснениями.Ниже процитирую пару абзацев из того что я прочитал.Простите за может излишне большой объём этой писульки,но из песни слов не выкинешь,это интересно:
“Гонения на Православную Церковь в России начались не в 1917 году, с установлением безбожной власти, что стало расхожим мнением, а гораздо раньше. Более того, сама революция и связанное с ней разрушение Православного Царства явились следствием этих преследований, которые ослабили не только Церковь, но и Государство. Только осознание этого факта может помочь нам понять, каким образом Святая Русь отдала на поругание и уничтожение свои святыни — свои храмы, свои монастыри и своего Царя, Помазанника Божия.
Наиболее зримые признаки гонений на Церковь и монашество мы находим в истории Русской Церкви почти на всем протяжении XVIII столетия. Его начало было омрачено церковными реформами Петра I, который в 1721 году упразднил патриаршество и учредил практически светское управление Церковью в лице Святейшего Синода. Но эти явные гонения были бы невозможны, если бы положение Церкви не было ослаблено менее явными, но не менее пагубными попытками самодержавных царей XVI–XVII вв. подчинить себе священство, лишить Церковь судебной и экономической независимости.
Первая попытка такого рода была сделана при Иоанне III. На церковном Соборе 1503 года был поставлен вопрос об отобрании у Церкви и монастырей земельных владений. С тех пор вплоть до церковной реформы Екатерины II 1764 года, когда были закрыты две трети монастырей и у Церкви были отняты земельные владения, антиправославные, антицерковные по сути действия правительства неизменно прикрывались доводами о пагубности землевладения для самой Церкви и монастырей, нападками и разоблачениями самых различных недостатков в ее управлении, ссылками на необходимость ограничения ее самостоятельности
Интересно и то, что хронологически наиболее энергичные нападки правительства на Православную Церковь совпадали с распространением различных ересей или засилия иноземцев и иноверцев, под влияние которых попадала не только верховная власть, но и более или менее многочисленные слои православного населения. В курсах истории Церкви они, как правило, рассматриваются как самостоятельные, не связанные друг с другом явления, и причины их возникновения каждый раз находят в частных обстоятельствах. Однако практически полное совпадение их идеологического багажа на протяжении столетий прямо указывает, с одной стороны, на организационную преемственность, а с другой — на единство идеологии, которая их возбуждала и питала. Попробуем обосновать это, приведя здесь сведения об обстоятельствах возникновения основных еретических течений”
О как.Сильно?То есть суть претензий совсем не в том что истинно верующий человек из народа потерял возможность отправлять культ так сказать.В бабле дело ребята,в землице.Крепостные свои у них были ишшо.Вернём церкви крепостных,а?Особенно мне нравится про”засилье инородцев и иноверцев”.Там ещё дальше про”жидовствующих” есть.Я хоть и неверующий,но Библию читал.Христианский священнослужитель ведь увязывается с образом аскета,не так ли?Меж тем сейчас в сети множество материалов в которых сами попы уверяют нас что в богатстве служителей церкви нет ничего греховного,мол Иисус прямым текстом по этому поводу не высказывался вроде бы...Даёшь крепостных церкви!!!
Важно понимать что под изъятием церковной собственности имеются в виду не иконы или золотые кадила с лампадами(хотя оно было конечно,что там.Перегибы),изъятие не той церковной земли что находилась под монастырями и храмами...На 1917 й год православная церковь владела согласно статистике за 1905 год почти двумя миллионами десятин земли(!),ещё треть миллиона десятин находилась в частной собственности у духовенства.Чтоб вы понимали:1 десятина=1,09 га.Это служебная десятина,а хозяйственная равнялась 1,45 га.Так и не смог найти какая из этих десятин использовалась на 1905 год,но оно хоть как некисло.Площадь Индонезии,Саудовской Аравии или Мексики каких-нибудь,ежели по 1,09 га считать за десятину.Ну,не пугайтесь,площадь одной из этих стран примерно,не всех сразу.От такусенький пустячок.На всех ли этих землях были построены монастыри и храмы?Да врят,конечно.
Кроме того у церкви были отобраны принадлежавшие ей доходные дома,торговые учреждения,даже промышленные предприятия.Ну,всё как у нас сейчас,только ещё круче.В конце 19 го века государство выделяло на церковь до 18 ти миллионов рублей в год.Рубль стоил примерно как 0,7 грамм золота...Ой,я короче считать боюсь,кому интересно-занимайтесь.Дохренилллион короче.
Да,не зря в русских сказках поп исключительно отрицательный персонаж.Глупый,жадный,подлый.Вспомните сами.Я не о том что все попы плохие,только вот стереотипы тоже на пустом месте не рождаются.Народ при"богопомазанном"царе жил от голода до голода,наблюдая как жирует духовенство,вот и рождались такие сказы.Советская власть хоть конечно и победила голод окончательно(впервые в нашей истории вообще),но то не суть.Они ж,гады,и попов разорили.
Являясь по убеждениям сторнником теологического агностицизма скорее даже чем атеизма,я с глубочайшим уважением отношусь к праву человека на ЛЮБОЕ не деструктивное вероисповедание,высоко оцениваю роль религии в целом и церкви в частности для истории человечества.Но товарищи(чи господа),мы ведь за свободу совести,вероисповедания,правда?Мы за отделение церкви от государства,как это принято во всех условно”демократических”и”либеральных”странах?А вот после принятия в России закона об оскорблении чувств верующих я даже не знаю.А это совсем другая история,о ней позже.Спасибо.