Найти в Дзене
🎬 THE не END

О драме "Дипан" (2015). Актуальный фильм с сильным финалом

Оглавление

Обзор фильма "Дипан" (Dheepan, Франция, 2015)

Режиссёр: Жак Одиар

Дипан, Ялини и Иллаяль - фиктивная семья, бежавшая от гражданской войны на на Шри-Ланке во Францию. Они друг друга не знают, но опасный мир иммигрантских кварталов заставит их сблизиться.

Реальность нереального

Эта картина абсолютно актуальна, что придаёт ей необходимый социально-ангажированный подтекст и решение режиссёра снимать фильм в основном на тамильском языке. И тем самым, на первый взгляд, перед зрителем предстаёт вполне стандартная социальная драма об интеграции беженцев в европейской стране с чуждым для них культурным укладом, что выражается в классической схеме - цепь неудач, проб и ошибок, но в конце их всё же ждёт счастье и процветание. Однако Жак Одиар использует лишь схему, присущую массовому кино на данную тему, и наполняет её необходимыми для него содержанием, мотивами и нюансами.

Так, мотив фикции, обмана становится доминирующим в теме псевдо-семьи бывшего "тамильского тигра", где впоследствии данный мотив трансформируется, эволюционирует в нечто важное, в необходимую для всех доминанту семьи, родного дома, любви. Вынужденные жить в сложных условиях, лишённые опоры из вне, главные герои ищут её друг в друге, что просто неизбежно ведёт к сближению, появлению в фикции чувства реальности, ощущения необходимости и важности. И чуждый мир пригорода Парижа начинает выглядеть не так пугающе.

И здесь Жак Одиар снова отходит от стереотипной сюжетной схемы: тот словно огороженный, замкнутый мир пригорода Парижа, фактически - гетто для иммигрантов и малообеспеченных групп населения, оказывается по своей сути близким к тому месту, которое покинул Дипан: преступные элементы и пальба в воздух напоминают о недавней войне, которую протагонист считает для себя оконченной. Бежав от войны, Дипан пришёл к ней.

Жестокие нравы и опасные соседи, предчувствие угрозы - и, как следствие, попытка сохранить дорогое, обеспечить безопасность, желание и тяга создать то, к чему бежал. Мир Европы всё больше кажется уменьшенной копией мест военных действий. И поэтому ради защиты столько не себя, сколько тех ценностей, тех чувств главный герой готов на всё, чтобы их защитить, и даже вернуться к своему прошлому, которое он отчаянно пытается забыть.

В конце же зрителя ждёт мощный финал, который, однако, выглядит запоздалым.


"Дипан" - фильм интересный и достойный внимания. История, где суровая и опасная жизнь, перебиваясь сомнамбулическими видениями изумительной красоты, сама фактически превращается в сон, в достигнутый рай.

Конечно, по поводу истории можно упрекнуть режиссёра в том, что что эти иммигранты по своей сути фактически лучше европейцев: для них простые истины, простые константы, попадающие под сомнения в Европе, играют главенствующую, основополагающую роль. Да и через всю картину так и звучит тезис "Они как мы". Но это уже дело вкуса.