Триста лет назад в Западной Европе сложилось примечательное социокультурное явление, известное, как «галантный век». Певцом этого «века суетных маркиз», как назвал его в своем стихотворении Валерий Брюсов, стал французский художник Жан-Антуан Ватто. На его многочисленных картинах запечатлены эти самые суетные маркизы, учтивые кавалеры, хорошо оплачиваемые актеры и музыканты, и ни у одного на лице мы не увидим страстного выражения, за что стиль Ватто не случайно называют меланхолическим романтизмом. А еще проводят очевидную параллель с нынешним гламуром, которому сегодня воздает честь значительная часть обеспеченных молодых людей. Одна из таких картин – «Венецианская вечерника», на которой молодые люди, уставшие от однообразных развлечений, решили устроить своего рода ролевую игру в венецианцев.
Можно было бы даже подумать, что три столетия назад в Европе вовсе не было проблем, и все жили легкомысленно и непринужденно. Но, конечно, за поверхностное счастье одних приходилось платить другим, и певцом этих бедных деньгами, но богатых духом людей стал голландский живописец Виллем ван Мирис. На его картине «Любопытство» (1718, кстати, картина практически того же размера, что и «Венецианская вечерника» Ватто) показана вопиющая бедность: на штанах одного из центральных персонажей огромные дыры, ботинки подвязаны, да и по остальным видно, что им несладко живется. Но бродячий рассказчик принес с собой ящик, открыв который он показывает множество фигурок, своего рода маленьких куколок, изображающих то самое «галантное общество», тех «суетных маркиз» и кавалеров, которых изображает на своих прелестных картинах Ватто. Бедные люди собрались вокруг рассказчика и с любопытством слушают его и разглядывают фигурки.
Любопытство – это слово выражает суть картины. Люди, которые скудно питаются и не могут позволить себе новую одежду, используют подвернувшуюся возможность узнать что-то новое. В их глазах интерес, хотя кто-то из персонажей стеснительно пытается его скрыть, впрочем, делает это неудачно. Их умные лица отличаются от грубых и подчеркнуто простоватых физиономий крестьян с картин «мужицкого» Брейгеля. И это понятно: прошло полтора века, и что-то в Голландии изменилось. Не зря страна боролась за свой путь развития, который сегодня мы называем буржуазным. Кухарка с картины ван Мириса уже сможет управлять государством. Во всяком случае, сделает это не хуже, чем кавалеры с картин Ватто, которые в реальности становились министрами и офицерами.
Нищие голландцы не получили образования, но они не глупее французских кавалеров, и они тянутся к знаниям. Любопытство, тяга к познанию – вот движущая сила общественного развития, вот преимущество простых людей перед высшим обществом.
Хотя бывают и исключения. На другом краю Европы в 1718 году творил историю своей страны царь, который вел себя, как простой плотник, простой бомбардир, простой матрос. Став царем, он поехал учиться как раз в Голландию, и сюда же посылал дворянских детей, оценивая по возвращении их знания, умения и навыки, а не придворные манеры. Но это уже совсем другая история, российская.
Верхняя иллюстрация: Виллем ван Мирис. Любопытство. 1718. Масло, дерево. 58х49 см. Риксмузеум, Амстердам. Источник иллюстрации: The Athenaeum
Иллюстрация: Жан-Антуан Ватто. Венецианская вечеринка. 1718. Масло, дерево. 56х46 см. Шотландская Национальная галерея, Эдинбург. Источник иллюстрации: The Athenaeum
#1718 #картины1718 #ватто #ванмирис #галантныйвек