Найти тему
Центр Чавеса

ЛИАНА ДУХОВ

Репортаж об истинных шаманах Перу
Репортаж об истинных шаманах Перу

Последнее время широкий интерес к шаманизму оборачивается его постепенным изживанием. Стремясь сделать таинство духовных практик доступным для всех и, конечно, заработать на этом денег, эзотеробизнесмены превратили шаманский обряд в шоу с галлюциногенными эффектами. Такие церемонии скорее развлекают, чем исцеляют. Но это совсем не значит, что на земле не осталось настоящих сильных шаманов, верных традициям. Найти их сложнее среди красочно позиционирующих себя клоунов. Но можно. Например, в джунглях Амазонки есть затерянные деревушки племени шипибо, которые ещё не до конца искалечены визитами иностранных туристов и миссионеров. Вот у них в гостях мы и побывали.

«На далёкой Амазонке…»

Слово «индеец» для коренных народов Америки почти ругательное. Они не любят, когда их так называют. Как известно, Колумб всего лишь перепутал новый континент с Индией, и окрестил сразу все многочисленные и разнородные племена, обитавшие на обеих Америках, одним словом, совершенно не отражающим истинной сути аборигенов. На самом деле традиции, обычаи, уклад отдельных индейских народов сильно отличаются друг от друга. В Южной Америке живут индейцы пустыни, гор и джунглей. Североамериканские традиционные культуры чем-то напоминают наших сибирских эскимосов. Сейчас от древних цивилизаций инков, майа, ацтеков, мочика мало что осталось.

А современные племена - это шипибо, кечуа, гуарани, варао, ботокудо и многие другие. Это в общем. У нашей же экспедиции была конкретная цель – пожить в деревне шипибо и принять участие в церемонии айаваски без пафоса и показухи, а в соответствии с древними традициями. Нам удалось найти место, где эту церемонию проводит действительно сильный шаман – курандеро. Как мы поняли, курандерос отличаются от брухос тем, что курандерос - это целители, белые маги. Брухос же просто умеют играть с потусторонними силами. Добирались мы до этой деревушки намного дольше, чем планировали. Долго плыли по реке Укаяли – один из притоков Амазонки, а потом свернули и продолжили путь по небольшой речушке, скорее напоминающей болото. Всё в тине и ряске, заросли… В общем, замаскировалась деревенька удачно. Жаль только, купаться было нельзя из-за крокодилов.

Дети земли

Улица в деревне всего одна. Вдоль неё домики, дворы. Всё кажется очень хлюпким и ненадёжным. Строения из бамбука с крышами из банановых листьев приподняты над землёй на сваях. Европейцу бросается в глаз полное отсутствие хотя бы минимального стремления к комфорту. Здесь нет даже печек – готовят на двух брёвнах. А когда те обугливаются, приносят новые. Из-за дыма в доме практически невозможно дышать, но шипибо это ничуть не смущает. Вообще индейцы гораздо выносливее, сильнее и гибче европейцев. Например, когда мы плыли на лодке, то с нами была одна старушка. Пять часов она совершенно невозмутимо просидела, скрестив ноги, почти что в позе лотоса, и ни разу не поменяла положения. А когда прибыли, спокойно встала и пошла. Для шипибо это нормально. Другой пример. Целую неделю, пока шла церемония айаваски, о которой мы расскажем чуть позже, они практически не спали. Вставали рано утром – шли в поля работать, а вечером собирались и семь часов подряд пели. Час на отдых и снова в поля. При этом выглядели шипибо вполне бодрыми, весёлыми, полными сил. Живут шипибо целиком и полностью за счёт джунглей. Джунгли их и кормят, и поят, и одевают, и защищают. Семьи у них большие, и, что любопытно, у детей нет подросткового периода. После обряда инициации лет в 14 они сразу становятся взрослыми. Если попытаться рассказать им о наших проблемах отцов и детей, наверняка они ничего не поймут. Когда мужчины и часть женщин уходят работать в поля, другие женщины остаются со всеми детьми селения. Играют с ними, занимаются, обучают тому, что знают сами. Причём игрушек в привычном для нас представлении здесь нет. Дети играют с природой, с животными и, если не болеют, то всегда веселы и жизнерадостны. Мы ни разу там не видели капризничающего ребёнка. Совершенно нелепо смотрится в деревне школа, построенная когда-то французскими миссионерами. Серое казённое здание, которое никому не нужно, потому что учителей всё равно нет. В ближайшее время миссионеры не оставят деревушку в покое. Сюда собираются провести электричество, а это значит, появятся холодильники, пиво и чистый сильный народ начнёт планомерно спиваться и деградировать, как это происходит повсеместно.

Амазонские дебри Перу
Амазонские дебри Перу

«Он излечит, исцелит…»

Сказать, что шипибо верят в духов было бы не совсем правильно. Они их знают. Духи – это само собой разумеющаяся часть повседневного мира индейцев, существа, с которыми они общаются, дружат или враждуют, просят о помощи или прогоняют. Самая распространённая и действенная форма общения с духами – это шаманские церемонии. Так повелось, что большинство шаманских практик у индейцев связаны с растениями. Мы были на церемонии айаваски. Айаваска – это лиана духов. Её мелко режут и в течение 12 часов варят, добавив листья чакруны. Сама лиана не обладает галлюциногенными свойствами, но она помогает впитываться особому веществу, содержащемуся в чакруне. Когда европейцы расспрашивали шипибо об этом напитке, индейцы перевели его словом «медицина». Подразумевается, что церемония направлена на лечение как тела, так и души. В некоторых других местах, устраивая церемонию айаваски для туристов, в напиток добавляют другие растения, вызывающие приятное чувство полёта. Но это чистой воды коммерция – на самом деле глубокому исцелению это только мешает. Шаман со своей семьёй живёт обособленно. На небольшой полянке стоит храм «малока» и несколько жилых домов. Узнав о проведении церемонии, к вечеру в малоку собираются жители, в том числе и соседних деревень. Несколько слов о доне Антонио – шамане. Он очень сильный курандеро. Когда дон Антонио начинает петь, джунгли замолкают. В молодости он ушёл в город – Пукальпа. Это грязный портовый городок, где Антонио быстро деградировал. Но однажды он встретил девушку – дочь шамана – и влюбился. Девушка посвятила его в Айяваску, и эта церемония изменила всю его жизнь. Дон Антонио стал шаманом.

Песня айяваски

К началу церемонии мы вместе со всеми пришли в храм и легли под антимоскитную сетку. Шипибо ложились так – комары их не кусают. В начале церемонии Дон Антонио благодарит свою жену за то, что она помогла ему стать шаманом, своих односельчан, за то, что пришли, и гасит свечи. В темноте шаман пускает дым и к каждому подносит чашу с напитком. При этом Дон Антонио спрашивает о проблеме, с какой тот хочет поработать. Подразумевается любой уровень проблем – от физических недомоганий, до неудач в личной жизни и поиска своего пути. После того, как все выпили, проходит минут 40 или час. Шаман начинает посвистывать, а потом поёт благодарственную песню айяваске и мифической принцессе, которая, по легенде, принесла этот напиток народу. Поёт он долго. Отмечу, что язык шипибо похож на детский лепет. Отдельными короткими звуками можно сказать очень многое. Постепенно подключаются другие голоса. Один или два надёжных человека поют всегда одну и ту же песню. Они как бы заземляют всё происходящее. Если тебе совсем плохо, то через них всегда можно вернуться. Через какое-то время ведущий начинает песню воинов. Это битва светлых сил с тёмными. Открывается дверь в другие миры, и оттуда вываливаются сонмы каких-то странных существ.

Перу. Амазонские дебри
Перу. Амазонские дебри

Шаман с ними сражается. Постепенно пространство очищается. Первый раз, пока шла битва, было реально страшно. Откуда-то всё время слышались шорохи, топот, чириканье, визги, мелькали тени. Никакой разницы между закрытыми и открытыми глазами – в темноте появляются и исчезают странные полосы и узоры. (Кстати, подобные узоры можно увидеть на картинах шипибо, ими расписаны храмы и ритуальные одежды). Многим участникам становилось очень плохо. Некоторых буквально выворачивало наизнанку, рвало. Причём это была рвота не в привычном для нас смысле. Участники видели, как из них выходит какая-то нечисть. Например, если человек заядлый курильщик, из него выходил дух никотина. После церемонии некоторые навсегда бросали курить. Многочасовая битва заканчивается победной песней айяваски. На самом деле переживания на каждой церемонии совершенно различны. Иногда можно было почувствовать прикосновения духов. Один из участников рассказывал, как чувствовал, будто чьи-то руки внутри него аккуратно расправляли и разглаживали внутренние органы, приводили всё в порядок. На одной из церемоний дух показал ему древнюю деревню шипибо. Это была очень яркая картинка: дома на берегу реки поражали своей чистотой, белые, чем-то похожие на украинские мазанки. Люди в ярких красно-синих одеждах тоже были подчёркнуто аккуратны. Понятно, что для каждого участника церемония оказалось сугубо личным событием. Общее одно – после поездки в Перу жизнь меняется. Происходит как будто квантовый скачок. На одном из мероприятий церемонии загадывали желания. Это происходило во время магической ванны из трав. Отваром обливались семь раз, концентрируясь на своём желании. Обо всех не знаю, но те, с кем мне довелось общаться, вернувшись домой, говорят, что блоки, которые раньше мешали реализации их желания, после обряда исчезли. А когда уж совсем тяжело, через наши растения можно обратиться к далёкой заокеанской айяваске. Она узнает и поможет.

Елена ОЛЕНЕВА