Найти в Дзене
Третий Рим

1950 год: как Америка бомбила СССР

Оглавление

1950 год: как Америка бомбила СССР

В эпоху Холодной войны произошло несколько инцидентов, которые вполне могли стать сasus belli для развязывания Третьей мировой. Если о Карибском кризисе все наслышаны, то об атаке американских истребителей по советскому военному объекту в 1950-м году знают немногие.

-2

Международная обстановка

Война в Корее продолжалась уже несколько месяцев. В сентябре 1950-го года войска ООН под руководством американцев предприняли контрнаступление на север полуострова. Уже в конце сентября силы северокорейских коммунистов были почти полностью разгромлены. Ситуация оставалась крайне напряженной. 8 октября 1950 года американская армия, несмотря на предупреждение со стороны китайцев, пересекла 38-ю параллель, в районе которой в настоящее время в основном проходит граница между КНДР и Южной Кореей. В тот же день американские самолёты появились в небе над Советским Союзом.

-3

Удар

В 4 часа дня два истребителя Lockheed F-80, пролетев 100 км вглубь советской территории, обстреляли военный аэродром Сухая Речка, расположенный в Хасанском районе Приморского края. Инцидент случился всего в 165 км от Владивостока. Американские лётчики, резко снизив высоту, сбросили четыре бомбы, а затем открыли огонь из пулемётов. Советские военные потеряли один взорвавшийся в результате удара самолёт. Ещё 6 или 7 летательных аппаратов оказались повреждены – это была половина всей эскадры, находившейся на аэродроме. Не встретив сопротивления, самолеты ВВС США улетели, оставив после себя груды горящего металла и трупы жертв.

-4

Реакция

Никакого ответного удара со стороны Советского Союза не последовало, хотя о происшествии тут же было проинформировано высшее руководство страны во главе со Сталиным. Командующий 64-м авиационным корпусом генерал-лейтенант Лобов лишь привёл подчиненные ему части в полную боевую готовность.

В дело вступили дипломаты, которые решили урегулировать вопрос посредством ООН – туда Советский Союз направил официальную ноту протеста.

-5

Версии

20 октября американский президент Трумэн выступил в ООН, признав вину американских лётчиков. Он утверждал, что имела место «навигационная ошибка», а виновные понесли наказание. Кроме того, американцы были готовы возместить советской стороне нанесённый ущерб.

Участвовавший в налёте пилот истребителя Олтон Квонбек оправдывал свои действия тем, что якобы потерял верный курс из-за плохой погоды. По его словам, американцы думали, что бомбят северокорейский аэродром Чхонджин.

Однако, согласно воспоминаниям местных жителей, в тот день на Дальнем Востоке была очень хорошая погода, и множество людей отдыхало на море. Кроме того американцы находились достаточно низко, чтобы заметить опознавательные знаки советских самолётов.

Есть и другое подтверждение того, что акция была тщательно спланирована. Человека, совершившего непростительную ошибку и поставившего мир на грань ядерного уничтожения, ожидал бы трибунал или, по крайней мере, конец карьеры. Между тем, к Олтону Квонбеку судьба была более чем благосклонна – впоследствии ему дали место в комитете по разведке сената США.

Давая оценку этим событиям много лет спустя, советские военные обвиняли американцев в целенаправленной провокации.

-6

Память о погибших

Власти СССР, очевидно, испугавшись шумихи, в документах официально не упоминали фактов гибели личного состава. Свидетельством того, что солдаты и офицеры действительно погибли, является братская безымянная могила в районе села Перевозное, где в 1950-м году располагался военный городок Сухая Речка. Количество похороненных в ней остаётся тайной. По некоторым данным, их больше двух десятков. Кроме военных, жертвами налёта стали также мирные граждане – девушки из посёлка Славянка, приехавшие в выходной день в гости к офицерам.

Корейская война была одной из самых опасных с точки зрения дальнейшей судьбы цивилизации. И остаётся только поблагодарить советских военных за проявленную выдержку. Ведь если бы они ответили на преступную провокацию бывших союзников, последствия могли бы быть катастрофическими для всего мира.