Найти тему
Дети - легко!

Гендерное воспитание в детском саду. Взгляд изнутри

Этот вопрос регулируется налипшем на зубах Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС). На его основе разрабатываются образовательные программы, определяются условия формирования образовательной среды, содержание педагогического процесса (всех игр, занятий и проч.)

Учёные мужи и дамы предлагают педагогам следующее (далее выдержки из научных статей, посвященных гендерным индикаторам реализации ФГОС):

Соблюдать принцип пропорциональности при определении количества игрушек для мальчиков и для девочек;
Учитывать гендерную сензитивность содержания методического материала, книг, пособий;
Соблюдать гендерную ориентированность иллюстративного материала;
Придерживаться принципа половой паритетности при выборе игр, занятий и др.
Соблюдать полоролевую дифференциацию педагогического сопровождения;
И ещё много любопытного в том же духе.

То есть понятно, что взрослые дяди и тёти представили себе, что существуют особенные, вполне себе разные игрушки, книги, иллюстрации для мальчиков и девочек и просят нас это учитывать. Не обижать никого, а то вдруг машинок в группе будет больше, чем кукол. Или на картинках одни самолётики. А как насчёт разных методик обучения?

Но всё это как-то слишком сложно и наукообразно. Прогуляемся по сайтам для воспитателей - как они это поняли? Что советуют друг другу в вопросах активной гендерной идентификации, за которую столь ратует наше государство?

Дальше тоже будут цитаты, но попроще:

  • "Мы организуем игры для девочек и мальчиков. В первую очередь это отразилось на организации сюжетно – ролевых игр. Мы внесли такие игры как «Юные конструкторы», «Семья», «Защитники отечества», «В гостях у сказки», «Мушкетеры», и др., не забывали и о том, что в дошкольном возрасте дети предпочитают совместные игры, поэтому старались организовать игры таким образом, чтобы дети четко осознавали полоролевое поведение....
    Основной задачей для педагогов стояло развитие в девочках материнства, нежности, заботы. В мальчиках развитие мужественности, ловкости, доброжелательности, упорстве, наблюдательности."
Стоит ли понимать так, что нежность, заботу, отцовство в мальчиках развивать не нужно? И так достаточно развито? Может, девочке совсем не пригодиться доброжелательность? А упорство? Ловкость, наблюдательность? Какова девичья роль в ролевой игре "Юные конструкторы?" Какова роль мальчиков в игре "Семья?"

  • Из педагогического проекта "Мальчики и девочки - два разных мира":
    " Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.... Наблюдая за современными детьми, можно отметить, что девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. В старших группах многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли."
Серьёзный повод для обеспокоенности педагогического сообщества - девочки перестали быть кисейными нежными барышнями, отказываются всё терпеть и со всем соглашаться. А мальчики - и того хуже! Вздумали вдруг проявлять эмоции. Даже негативные, да-да! Вот страх-то.

  • Воспитатели под руку с методистами готовят презентации, просвещают друг друга на педсоветах и родителей на собраниях.
    В качестве шокирующих примеров того безобразия, что твориться с детьми, приводятся красочные слайды с названиями "Девочки дерутся" (а не соглашаются на всё и сразу), "Мальчики хнычут" (и как посмели?). Игрушки разделяются по зонам, а чтобы точно никто не перепутал ненароком, зоны оформляют цветом. Незамысловато, вообще-то: мальчикам - голубым, а девочкам - жёлто-розовым. Конкретно этот пример я почерпнула из публикации воспитателя второй младшей группы, а это 3 года детям, на минуточку. И не писай в мой горшок, ай-ай.
Сиди вот так, и думай - в какую из зон положить головоломки? Есть идеи?
Сиди вот так, и думай - в какую из зон положить головоломки? Есть идеи?

То есть понимаете какая штука, воспитателю недостаточно просто транслировать свои представления о той или иной социальной роли, уготованной человеку полом. Необходимо проводить планомерную работу в этом направлении. Как? Может ли зависеть содержание этой работы от личностных качеств и установок педагога или это должно чётко регулироваться государством? И как быть воспитателю, если его представления расходятся с требованиями родителей?