Год 200-летнего юбилея Ивана Сергеевича Тургенева не только повод вспомнить о нем, но и возможность перечитать, осмыслить, понять... Музей-заповедник "Спасское-Лутовиново" — место, где и сейчас сохраняется атмосфера дворянского гнезда, когда-то глубоко любимого писателем и разоренного беспощадным временем. Здесь созданы самые главные тургеневские произведения — "Дворянское гнездо", "Накануне", "Рудин", "Отцы и дети". Директор музея Елена Левина — человек, на плечи которого легли все заботы о достойном проведении юбилея Тургенева. Для служителей усадьбы этот праздник не просто работа, а испытание на прочность.
Текст: Арина Абросимова, фото: Александр Бурый
— Елена Николаевна, в Спасском-Лутовинове сравнительно недавно, в 2009 году, праздновалось 200-летие самой усадьбы. Тот опыт помогает вам сегодня?
— 200-летие усадьбы — юбилей, скорее, символический. Конечно, Спасская усадьба значительно старше — отсчет можно вести, например, с 1572 года, когда Иван Грозный пожаловал основателю рода Лутовиновых, Ивану Ивановичу, в Мценском уезде 200 четвертей земли. А это ведь около 110 гектаров! К сожалению, мы можем только предполагать, где находилась изначальная Лутовиновская усадьба или усадьбы. Дело в том, что следы первой усадьбы, построенной прапрадедом Тургенева, Андреем Ивановичем Лутовиновым, до нас не дошли. Его сын, Иван Андреевич, заново обустраивал поместье в середине XVIII века. Но и от этой, второй усадьбы ничего не сохранилось. Строительство уникального архитектурного и садово-паркового комплекса в Спасском-Лутовинове велось на рубеже XVIII–XIX веков двоюродным дедом писателя. Вот какая долгая история! А датой основания Спасской усадьбы принято считать день освящения нового храма Спаса Преображения — 26 июня 1809 года по старому стилю.
Что же касается 200-летия великого писателя, то это событие европейского масштаба. Тургенев — один из крупнейших европейских писателей XIX века. Его место и роль в истории русской и мировой культуры нам еще предстоит осмыслить.
— Все точки не поставлены...
— Нет, конечно! Даже среди замечательной плеяды русских писателей золотого века русской литературы Тургенева отличает необыкновенный универсализм творческих интересов и их проявлений! Романист, непревзойденный мастер пейзажа, поэт, беллетрист, философ, гуманист, драматург, классик, еще при жизни заслуживший признание не только в России, но и за рубежом. В 1860 году ему присвоено звание члена-корреспондента Императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности, а в 1879-м он — почетный доктор гражданского права Оксфордского университета. Судьба "поделила" Тургенева между Россией и Европой. С одной стороны, это подлинный европеец по культуре, с другой — он был первым открытым Европой великим русским писателем. И это он познакомил европейских читателей с Пушкиным, Гоголем, Толстым, а в России благодаря Тургеневу стали читать Золя, Мопассана, Флобера.
— Есть известное выражение — genius loci — "гений места". У столь легендарного Спасского есть дух-покровитель — "Ибо нет места без духа"?
— В Спасском один гений — Тургенев.
— В своем родовом поместье Тургенев прожил без малого семнадцать лет. Первые десять лет его жизни, когда формируется личность человека, прошли здесь. И детство Ивана Сергеевича нельзя назвать счастливым, были унижения, побои. Но вырос он человеком легким, общительным, романтичным. И Спасское любил...
— Не могу согласиться. Представление о несчастливом детстве Тургенева какое-то очень литературное, что ли... Все было очень сложно. Отношения писателя с матерью можно определить как отношения "любви-ненависти", "влияния-противостояния". Очевидно, что это во многом определило характер писателя, отношения с женщинами. И образ Варвары Петровны, ее нравственное влияние находили в произведениях Тургенева отражение и своеобразное творческое преломление. Постоянные противоречия между ними не смягчались, но вместе с тем ее очень яркая, самобытная натура, ее трагическая судьба пробуждали в Тургеневе желание вновь и вновь воскрешать в памяти особенности ее характера, поведения, взаимоотношений с окружающими, наконец, ее внешность. И он наделял этими чертами своих литературных героинь.
— Героинь? Почти всем известна только злая барыня из "Муму".
— Старая барыня в повести "Муму" — это 1852 год. Но уже на следующий год появляется роман "Два поколения" с жестокой и деспотичной помещицей Глафирой Ивановной Гагиной, отдельные черты характера Варвары Петровны угадываются в облике властолюбивой и суровой тетки Лаврецкого Глафиры и у Варвары Лаврецкой в романе "Дворянское гнездо", у госпожи Зверковой в "Малиновой воде", у матери главного героя в рассказе "Гамлет Щигровского уезда", у барыни Лосняковой из рассказа "Контора"... Да это целый ряд персонажей! Через творчество Тургенев как будто освобождается от гнетущего образа матери. Сам собой напрашивается вывод о том, что одним из главных мифотворцев оказался сам Тургенев, буквально "сражающийся" с матерью на страницах своих произведений.
— Жестокий характер Варвары Петровны — притча во языцех. Но здесь, в Спасском, ее любят и жалеют. Почему?
— Современники полагали, что Иван Сергеевич был очень похож на мать — и не только внешне, он перенял ее оригинальный, независимый взгляд на мир. Николай Лесков, например, по мемуарным отзывам, отмечал у Тургенева "просвещенный и благоустроенный ум", воспитанный "заботами умной и образованной матери". Эта характеристика о многом говорит.
Дошедший до нас эпистолярный архив Варвары Петровны — всего сохранилось 125 полных писем и фрагментов писем к сыну Ивану за 1838–1844 годы — позволяет сделать вывод: мать писателя по одаренности и масштабу личности превосходила многих современниц. Она была от природы умна и для своего времени хорошо образованна. Ее письма к сыну — замечательный документ поместно-дворянской культуры первой половины XIX века. Интерес к этим письмам возник более ста лет назад — в 1915 году в Тургеневских сборниках, издаваемых известным литературоведом Пиксановым, были впервые опубликованы отрывки. Но прошло еще сто лет, и увидела свет книга "Твой друг и мать Варвара Тургенева". Это первое комментированное издание писем матери писателя к сыну. Оно стало самым крупным издательским проектом нашего музея последнего времени и было удостоено национальной премии "Лучшие книги 2012 года" и премии имени И.Е. Забелина в области научных исследований.
— Вы назвали целую вереницу персонажей, на образ которых повлияла Варвара Петровна. А "тургеневские девушки" тоже родом отсюда, из Спасского?
— Из Спасского родом, пожалуй, только одна тургеневская героиня — Ася, одним из прообразов которой могла стать незаконнорожденная дочь дяди писателя, Анна. Есть реальный прототип героини "Первой любви": как известно из источников, это княжна Екатерина Шаховская. Некоторые черты графини Марии Николаевны Толстой могли найти отражение в образе Веры Ельцовой в повести "Фауст". Но чаще всего тургеневские образы — собирательные, это не портреты знакомых. Вот, например, прообразом Лизы Калитиной в "Дворянском гнезде" называли одновременно поэтессу Елизавету Шахову, графиню Елизавету Ламберт, "узнавали" в Лизе и Наталью Александровну Герцен, и ту же Марию Николаевну Толстую, и Веру Сергеевну Аксакову, и Татьяну Бакунину, а в Орле называли еще несколько имен. И все это — одна Лиза! То есть какие-то черты разных реальных женщин переплетались и становились литературной героиней. А современники искали сходство, гадали, предполагали...
— Иван Сергеевич имел внебрачную дочь, которую по предложению Виардо отправил к ней в Париж на воспитание. Каким он был отцом, что сталось с его единственным ребенком?
— О существовании дочери писатель узнал, когда Пелагее было 8 лет — в июле 1850 года. Он поспешил поделиться этим известием с Полиной и Луи Виардо, написал им из Спасского: "Скажу вам, что я нашел здесь — догадайтесь что? — свою дочку, 8 лет, разительно на меня похожую".
Тургенев с радостью взял на себя заботу о маленькой дочери, она воспитывалась вначале в семье Виардо, затем в пансионах. Он был внимателен и заботлив по отношению к Полине, давал советы и наставления, участвовал в ее судьбе. Тургенев одобрил выбор дочери, когда она решила выйти замуж за преуспевающего молодого человека — Гастона Бюэра. Писатель очень радовался появлению внуков — Жанны и Жоржа Альбера. Но семейная жизнь не принесла Полине счастья, она ушла от разорившегося и промотавшего не только свое состояние, но и ее приданое мужа. Тургенев посоветовал дочери уехать в Швейцарию, о ее местонахождении знали только самые близкие люди. Он помогал ей до конца своей жизни, но все же настоящей духовной близости между отцом и дочерью так и не возникло. Знаете, как говорят — не совпало. Тургенева огорчало то, что Полина не любит ни музыки, ни поэзии, ни природы — всего того, что так любил он. Осложняло их отношения, конечно, и откровенное неприятие дочерью Полины Виардо. А мы знаем, что эта женщина стала главной любовью его жизни... Так что причин отдаления у них было несколько. И очень жаль, что потомков Тургенева сейчас уже не осталось.
— Елена Николаевна, ваша работа директора музея не сводится ведь только к администрированию и хозяйственной деятельности? Вы — литературовед, проводите научные конференции, исследовательскую работу...
— Ну, в этом как раз ничего необычного нет. Музейщик — профессия синтетическая. Каждый из нас и экскурсовод, и фондовик, и экспозиционер, и издатель, и садовник — если нужно!
— У вас проходят ежегодные Тургеневские чтения, в Спасское приезжают тургеневеды не только из России, но и из-за рубежа. И каждый год они привозят сюда открытия, сенсации?
— Сенсации часто не случаются. Самое главное, что дают Тургеневские чтения и конференции, — это неспешное, шаг за шагом, изучение творческого наследия писателя, узнавание Тургенева. Как всякий большой художник, он — очень сложный, многоплановый, в чем-то неузнанный... Каждое его произведение содержит столько слоев и смыслов! И, несмотря на усилия нескольких поколений тургеневедов, Тургенев остается одним из самых... непрочитанных писателей. Ни один тургеневед не сможет сказать: вот и все, Тургенев изучен и понят, пора перевернуть страницу. Нет, остаются лакуны, он чем-то интригует, не открывается до конца, ведет нас дальше и дальше...
— Есть несколько мемориальных мест, связанных с Тургеневым, — в Москве, во Франции, в Тульской области... Это — "конкурирующие стороны" или "сообщающиеся сосуды"?
— У каждого из этих музеев — своя ниша. Но Спасское-Лутовиново — единственный мемориальный музей великого писателя. Мы поддерживаем очень добрые отношения с Государственным музеем А.С. Пушкина, филиалом которого является Музей Тургенева на Остоженке, происходит постоянный обмен выставками. Совсем недавно рядом со Спасским появился музей-заповедник "Бежин луг", который пока еще находится в стадии становления. Мы постоянно общаемся с коллегами, обмениваемся опытом. Поэтому вопрос конкуренции изначально был бы в таком контексте мелким и незначительным.
— Не могу не спросить о масштабной реконструкции дома-музея, которую вы проводили несколько лет. Сложное, нервное предприятие, как любой ремонт?
— Начинали мы с противоаварийных работ — подводки фундаментов, переборки сруба, усиления конструкций... Была заменена крыша, восстановлен ее исторический вид, в большей степени теперь интерьеры приближены к историческим, о которых остались записи...
Вместе с тем дом-музей необходимо было приспособить к современному использованию. И это не только "ответ на современные запросы", что, безусловно, нужно учитывать любому музею сегодня. Вот здесь, кстати, вопросы конкуренции могут проявляться. Посетителю важно понимать, что музей готов его принять и показать экспозицию максимально — в удобном режиме, с заботой и участием. В исторических местах это представляет определенные сложности, и нам необходимо было эти сложности решать.
И помимо глобальных работ по реставрации дома-музея у нас постоянно продолжается реставрация музейных вещей. В этом году в мастерских побывало в общей сложности более 50 предметов, включая портреты Сергея Николаевича и Николая Сергеевича Тургеневых, а также предметы обстановки дома-музея.
Даже после закрытия дома-музея на реставрацию мы ни на один день не прекращали принимать посетителей. За последние два года в Спасском-Лутовинове открылись две новые экспозиции — литературная и этнографическая. Мы разработали ряд интерактивных программ: квестов, мастер-классов. Таким образом, в музее постоянно открыты четыре экспозиции — всегда есть на что посмотреть!
— А почему уже в 1921 году советская власть решила, что здесь должен быть музей?
— Иван Сергеевич Тургенев умер 3 сентября 1883 года по старому стилю недалеко от Парижа, в Буживале. Его тело перевезли в Петербург — согласно пожеланию Тургенева, он хотел быть похороненным на Волковском кладбище. И он покоится недалеко от могилы Белинского. Владелицей Спасского-Лутовинова стала Ольга Васильевна Галахова. И с самого начала судьба этого места складывалась драматически. Усадьба и прилегающие к ней земли были сданы в аренду. Не ремонтировался и не отапливался опустевший тургеневский дом, разрушались хозяйственные постройки, книги, портреты, рукописи, семейные ценности и памятные реликвии разошлись по наследникам. Многое так и исчезло безвозвратно. В январе 1906-го дом Тургенева был уничтожен пожаром. Получилось так, что благодаря предусмотрительности Галаховых заблаговременно вывезенные старинная библиотека и мемориальные вещи были в основном сохранены.
В 1918 году постановлением Орловского губисполкома Спасская усадьба была объявлена национальным достоянием и перешла в ведение и управление губернского земельного отдела. Потом — Гражданская война, смута, и усадьба оказалась бесхозной, очень плохо охранялась, подвергалась расхищению. Со временем оставшиеся помещения ветшали, а некоторые строения были просто разобраны. Заросли некогда прекрасные пруды, да и весь пейзаж менялся в худшую сторону.
А в 1921-м музейный отдел Главнауки признал парк при родовом имении Тургенева "неприкосновенным памятником природы, садов и парков".
Вот так 26 октября 1921 года был создан музей-усадьба Ивана Сергеевича Тургенева "Спасское-Лутовиново" — в соответствии с постановлением отдела музеев и охраны памятников искусства и старины Народного комиссариата просвещения и законодательным актом 1921 года об охране исторических усадеб, памятников природы, парков и садов.
— Но по Спасскому-Лутовинову прошлись не только революция, но и война с оккупацией, и перестройка... Этот пласт проблем копился много лет, и разбирать его пришлось тоже вам — к юбилею? Или все уже давно было решено и никак не влияло на "текущий фронт работ"?
— Ну, всего не решить и не переделать никогда... В усадьбе всегда есть помимо текущей, каждодневной работы и какие-то глобальные проблемы. Сейчас в реставрации нуждаются и церковь Спаса Преображения, и хозяйственные постройки, большого внимания требует одна из самых подлинных экспозиций музея — усадебный парк. Работы еще очень много...
— Спасское при Тургеневе, как известно, было весьма гостеприимным местом — приглашенные гостили по нескольку дней, наслаждаясь здешней жизнью, в бильярд играли, гуляли по парку и купались в пруду. Вели философские беседы, спорили, шутили...
— Да, Тургенев был очень общительным человеком. Один из его ближайших знакомых, литературный критик Павел Анненков, вспоминал, что после 1850 года в его гостиной собирались люди из всех классов общества: и герои светских салонов, и корифеи литературы, и знаменитые артисты, и ученые. И среди его гостей можно было найти людей без имени, никому не известных и отличавшихся своей сдержанностью. Как писал Анненков, "Тургенев дорожил ими столько же, по крайней мере, сколько и теми, которые носили громкие имена в литературе и обществе".
— Вы цитируете по памяти? Что значит — литературовед!
— Это, скорее, опыт экскурсовода. Знаете, свидетелей и оставленных ими свидетельств предостаточно — я многое помню наизусть и могу о Тургеневе говорить часами. Удивительный человек... Везде, где бы он ни бывал, заводилось "множество новых знакомств". В Москве, Петербурге, Париже, Баден-Бадене. "Настоящие и лучшие качества его души обнаруживались у него с наибольшей силой в деревне и в семье, — писал все тот же Анненков. — В деревне Тургенев успокаивался; там не надо было блистать и изобретать сцены". Понимаете, он здесь был сам собой, естественным и простым. И к нему в разное время приезжали Толстой, Некрасов, Фет, актер Щепкин, Полонский, Григорович, Савина, Успенский, Гаршин...
— У вас в экспозиции есть шахматный столик, за которым когда-то склонялись хозяин дома и его именитые гости...
— Шахматы — да, это очень важный предмет в доме! Тургенев был заядлым шахматистом, являлся членом Петербургского шахматного клуба, организованного Янишем, Шумовым — видными русскими шахматистами. Членами клуба были также Толстой, Полонский, Панаев и многие другие писатели. В спасской библиотеке были руководства по игре в шахматы и журналы на разных языках, которые хозяин выписывал из-за границы. Он просматривал опубликованные партии, делая на полях пометки.
Партнерами Тургенева за этой самой шахматной доской были соседи — Толстые, Борисов, Полонский. В 1853 году Иван Сергеевич писал Аксакову: "Знаете ли, в чем состоит главное мое занятие. Играю в шахматы с соседями или даже один, разбираю шахматные игры по книгам. От упражнения я достиг некоторой силы". "Шахматы и вечерняя беседа" и, конечно, музыка. Это фортепьяно помнит его пальцы...
— За долгие годы, проведенные за границей, Тургенев скучал по родовому гнезду, тянуло его сюда?
— Конечно, Спасское стало настоящим пристанищем Тургенева. Сюда он возвращался из своих путешествий, здесь был дом, родина, "на тысячу верст кругом Россия, родной край". Здесь воплотилась какая-то цельность в его представления о России. "Только думаю весной о возвращении в возлюбленный Мценский уезд! Егорьев день, соловьи, солнце и лужи по дорогам — вот чего жаждет моя душа". Можно сказать, что с этими местами Тургенев был связан генетически.
— Мне очень нравится стихотворение Бальмонта "Памяти Тургенева": оно объясняет людям, какой огромный вклад внес писатель не столько в литературу, сколько в само общество, как изменил реальность... Вы согласны с Бальмонтом? Мы сейчас действительно другие и обязаны этой метаморфозой в том числе и Тургеневу?
— Русская классическая литература — одна из основ нашей национальной идентичности. Именно она воспитывала, закладывала идеалы и традиции. Тургенев — неотъемлемая ее часть. А сейчас обычный читатель все чаще сталкивается с тем, что едва ли не все в произведениях прошлого вызывает непонимание: идеалы и традиции, лежащие в основе классической культуры, к сожалению, постепенно становятся чужды нашим современникам. Теряя живую связь с культурой, с ее классической основой, мы одновременно рискуем утратить и важнейшие национальные ценности. Ведь именно литература всегда формировала традиционно русское представление о патриотизме, чести, гуманизме... А что еще так воздействовало на умы? Именно литература. И когда мы говорим о таком писателе, как Тургенев, то особенно остро понимаем эти идеалы, их истинную суть. Особенно остро понимаем, как страшно их потерять...