Дима и Валера купили одинаковые машины — Форд Фокус. Дима беспощадно гонял своего Фокуса: таксовал, ездил на дачу каждые выходные, один раз отправился в Сочи из своего Сыктывкара. А Валера лишь ездил на работу.
В итоге, Дима жалуется всем знакомым на Форд — мол, плохую машину сделали, через два года уже сломалась. А Валера, наоборот, хвалит производителя — за пять лет он ни разу не был в автосервисе.
Резкий перескок мысли ↓
В прошлой статье мы разобрались, что такое амортизация. В двух словах, амортизация — это когда вы «размазываете» стоимость основного средства по периоду его использования.
Обычно амортизацию считают так. Покупают машину за 240 000 ₽, предполагают, что она прослужит 24 месяца, и делят стоимость автомобиля на время службы. Получают 10 000 ₽ в месяц.
Еще один резкий перескок ↓
Как показывает ситуация Димы и Валеры, амортизировать основные средства по времени использования — не слишком точно. За одинаковое время одно основное средство можно загонять до смерти, а другое такое же даже не использовать. Отдача у этих основных средств разная, а амортизацию начисляем так, будто одинаковая. Непорядок.
Поэтому умные люди придумали два других метода амортизации — по полезному использованию и методу уменьшающегося остатка. О них сегодня и поговорим.
А оно мне надо?
Чтобы понять, нужно ли вам заморачиваться с этими альтернативными способами, оцените, какую роль играют основные средства в вашем бизнесе.
Бывают компании, где основные средства играют второстепенную роль. Например, в продуктовом магазине есть кассовые аппараты, пару компьютеров в офисе, полки для продуктов. Эти основные средства нужны, конечно, но не играют решающей роли — как, например, запасы на складе или деньги на счетах. Без запасов никаких продаж не будет, а без денег на счетах не будет запасов.
Для таких компаний подходит линейный метод амортизации. Линейный — это как раз тогда, когда вы делите стоимость основного средства на предполагаемый срок использования. Это наиболее простой и наименее точный метод.
Если у вас так, то не заморачивайтесь — линейный метод подойдет
А в сервисе по аренде автомобилей, наоборот, всё держится на основных средствах — машинах. Автомобили, которые сдают в аренду, — это смысл всего бизнеса. Раздолбайский линейный метод не подойдет, тут нужна точность.
Амортизация по полезному использованию и по уменьшающемуся остатку — это как раз про точность.
Если ваш бизнес держится на основных средствах и важно их точно проамортизировать, то оно вам надо. Если нет, то не надо и можете дальше не читать. Рядом я поместил ссылку на полезную статью для всех — почитайте лучше её.
Амортизация по методу полезного использования
Метод полезного использования похож на линейный. Только стоимость делится не на срок использования, а на максимальный физический параметр, который прослужит основное средство. Параметр зависит от основного средства. Например, для автомобилей это будет пробег в километрах, для станка — машино-часы.
Точность достигается за счет того, что мы амортизируем основное средство только тогда, когда оно используется, и только в той мере, в которой оно используется. Машина проехала много — амортизации начислили много, машина проехала мало — амортизации начислили мало, машина стояла — амортизация равна нулю.
Таксопарк «Черепашка» купил автомобиль за 500 000 ₽. Технический директор рассчитывает, что машина проедет 50 000 км. Получается, каждый километр стоил таксопарку 10 рублей. Вот из этих циферок и будем рассчитывать амортизацию.
Май. Автомобиль проехал 500 км.
Амортизация = 500 км * 10 ₽ = 5 000 ₽
Июнь. Автомобиль проехал 1 500 км.
Амортизация = 1500 км * 10 ₽ = 15 000 ₽
Июль. Спрос упал, автомобиль простаивал.
Амортизация = 0 ₽
Амортизация по методу уменьшающегося остатка
Метод уменьшающегося остатка сложнее по расчету и специфичный — мы в своей практике его ни разу не использовали. Поэтому сначала расскажем, в каких ситуациях он полезен. Если это ваш случай — тогда переходите к формуле расчета, если нет, то заканчивайте читать.
Метод полезен для основных средств с неравномерной отдачей. Другими словами, когда основное средство в первые несколько лет после покупки дает огого сколько пользы, а потом все меньше и меньше.
Например, вы купили в свою дизайн-студию новый компьютер. Первый год им пользуется видеомонтажер. Второй год — дизайнер. Третий год — копирайтер. Четвертый — секретарь играет в Пасьянс. С каждым годом компьютер устаревает и приносит все меньше пользы, хотя этот тот же самый компьютер.
Пригодится вам этот метод? Если да, то вот, как он работает ↓
Сначала мы определяем, на какой процент подешевеет основное средство за год. И каждый год умножаем стоимость на этот процент. В принципе, это всё — давайте сразу на примере.
Алексей купил партию компьютеров за 1 000 000 ₽. Каждый год компьютеры будут терять в цене 25%.
Амортизация за первый год = 1 000 000 ₽ * 25% = 250 000 ₽
Амортизация за второй год = 750 000 ₽ * 25% = 187 000 ₽
750 000 ₽ — это новая цена компьютеров после амортизации
Амортизация за третий год = 563 000 ₽ * 25% = 140 750 ₽
Ну и так далее. Когда вы доамортизировались до того, что основное средство стоит меньше 20% первоначальной стоимости, применяем линейный метод. Допустим, нашим компьютерам остался еще год, потом их спишут ↓
Амортизация за четвертый год = 200 000 ₽ / 12 месяцев =
16 660 ₽ в месяц.
Помните: управленческий учет — это не всегда про точность. Это вам не бухгалтерия: здесь важно видеть общую картину и закономерности. Точность нужна такая, которая позволит принимать управленческие решения. Мы считаем, что лучше собрать на 80% готовую отчетность к пятому числу месяца, чем на 100% готовую к десятому числу.
Хотите читать больше статей по финансам понятным языком? Тогда подписывайтесь на газету «Нескучных финансов» → t.me/noboringgazeta