Немного исторических фактов.
Город Гуанчжоу находиться на юге Китая, в 200-300км от Гонконга и Макао, и является столицей провинции Гуандун. Город основан около 200г до н.э., на сегодняшний день население города приближается к 20млн отметке. На протяжении многих веков Гуанчжоу был открытым портовым городом. В 6-7 веке в город начали прибывать арабские купцы, даже организовали мусульманскую общину и построили одну из самых старых мечетей в Китае - Хуайшэн. Затем наступила эпоха Великих открытий, в город начали заходить торговые корабли португальцев, испанцев, англичан и других стран европы, Гуанчжоу - оставался единственным портовым городом Китая, в котором разрешалась торговля с иностранцами до 1842г, после поражения в Первой опиумной войне стали доступны Шанхай и еще несколько городов. Затем поражение во Второй опиумной войне. В 1938 году, за год до начала Первой мировой войны, город был оккупирован японскими войсками до 1945 года. C 1957 года в Гуанчжоу весной и осенью проходит Кантонская выставка импорта и экспорта товаров и является крупнейшей торговой выставкой в Китае, я посетил выставку и о ней будет отдельный пост.
Впервые приехав в крупный город Китая и выйдя на улицу вы встретитесь со всюду снующими велосипедами, мотороллерами, людьми с тележками на дороге и в пешеходной зоне.
Причем большинство велосипедов и мопедов будут с электродвигателем и аккумуляторными батареями, выносными или встроенными в раму.
Для многих китайцев электрические велосипеды и мотики являются единственным способом заработка, согласитесь не у каждого хватит сил целый день крутить педали с тяжелым грузом наперевес. Нидерланды и Дания являются, своего рода, раем для велосипедистов с превосходной инфраструктурой. В Китае же - полный хаос, к которому привыкаешь буквально за несколько часов. Люди за рулем довольно учтивы и уважительно относятся к другим участникам движения и пешеходам, с таким бешеным трафиком и неразберихой на дорогах я не встретил ни одного дтп, проходив каждый день минимум по 20км в течении недели.
И в то же время практически весь элетро и бензиновый транспорт на двух-трех колесах запрещен. Запрещены так же гироскутеры, сегвеи, моноколеса, прочие персональные средства передвижения. Полиция переодически проводит рейды и изымает технику.
Но людей это не особо пугает.
Ведь товар сам себя не отвезет.
Кто-то маскирует двигатели, оставляя на виду педали.
Каждый выкручивается по своему.
Так же существует прокат велосипедов с gps приемником и nfc оплатой через WeChat - приложение аналог google, instagram, facebook, vk, сбербанк, навигатор, переводчик и прочих вместе взятых, весьма удобен. Не удивляйтесь если в Китае у вас будет недоступен поиск в браузере, не будут работать карты, и прочие приложения выпущенные американскими IT компаниями. Чтобы продолжать пользоваться instargam в Китае, необходимо установить VPN.
Прокатные велосипеды бросают в каждой подворотне, а порой даже в канаве, затем служба проката на фургоне собирает их по городу и везет на центральные станции.
Отлично развиты службы доставки по городу, привезут все что угодно, от горячей еды, до эксклюзивных товаров, заказываете, оплачиваете и через 20-30 минут к вам подкатит курьер на электробайке.
С транспортом в городе тоже нет проблем, доехать до соседнего района можно на 4х местном мотороллере за 10-20 юань (100-200р).
В городе на высшем уровне развита сеть автобусов, практически весь парк заменили на электрический, проезд 2-3 юаня (20-30р). Карты apple, google(c vpn) и MAPS.ME отлично выстраивают маршрут на общественном транспорте.
Метро - мой основной способ передвижения по городу, быстро и дешево, поездка обходится от 2 до 7 юаней (20-70р) в зависимости от расстояния.
Приобретая жетон в автомате, необходимо указать конечный пункт, и из расстояния между начальной и конечной станциями складывается сумма.
При входе на станцию, установлены рамки досмотра и ленты для просмотра содержимого в сумках и рюкзаках. Проходов с досмотром от 4 до 6 в зависимости от станции, сотрудники безопасности - молодые люди и девушки 20-30 лет, работают весьма оперативно.
Вас не будут заставлять вынимать телефон, ключи, мелочь, часы или снимать ремень, сотрудник безопасности - не привлекая внимания ловит момент пока вы развернувшись будете встречать свой рюкзак или чемодан на ленте, ручным детектором отсканирует вас.
Перрон разделен с железнодорожными путями автоматическими воротами, которые открываются синхронно с дверями состава, для безопасности.
Между вагонами нет дверей и от начала до конца состава можно пройти без препятствий.
Такси в Гуанчжоу централизовано, все машины марки Hyundai и разделяются по районам города в зависимости от цвета авто. Можно ехать по счетчику, либо договариваться перед посадкой, показывая точку в навигаторе, либо адрес с визитки. На английском таксисты не говорят, как и большинство населения, но все вопросы можно урегулировать на пальцах. В среднем 20-40 минутная поездка обходится в 20-50 юань(200-500р). Так же стоя на дороге к вам будут подкатывать частники и предлагать довезти, всегда торгуйтесь, иногда можно скинуть до 50% от начальной стоимости.
Дороги в Гуанчжоу - отдельная история. Пока Илон Маск пытается строить тоннели под городами, чтобы увести увеличивающийся с каждым годом автомобильный трафик, китайцы всюду строят эстакады и развязки над землей в 3-5-7 уровней.
Дальше будет жизнь, еда и развлечения в Китае.