Найти тему
VIKENT.RU

Категории: Религии и творчество.

Оглавление

По умолчанию Категории портала VIKENT.RU обычно содержат материалы, начиная с «древних греков» и раньше… Если Вы намерены читать материалы по избранной Вами теме, относящиеся к концу XX – началу XXI века, то в открывшейся Категории Вам нужно просто дважды кликнуть надпись сверху-слева: Год

Религии

40000 г. до н.э. Возникновение ранних форм религии

В древности «… часто человеческие переносились на окружающий мир и, наоборот, свойства и объекты космоса проецировались на тело человека […]

Первобытные люди мыслили чувственными образами, им мало были свойственны общие, абстрактные понятия. Не всегда существенно различались вещь и её название, зверь и наименование породы, сам человек и его имя.

Сталкиваясь с чем-либо новым, непонятным и непривычным, первобытный человек старался найти похожее на это новое, уже известное ранее самому индивидууму, либо его предкам.

Загадки первобытного мышления стали открываться нашим современникам относительно недавно.

Важные открытия в области мифологического мышления принадлежат К. Леви-Стросу. Он считал, что в основе архаического мышления лежат представления о «бинарных оппозициях», т.е. крайностях, внешне противоположных друг другу, но в сознании людей тесно связанных; с их помощью осмыслялся мир. Сначала человек постигал простейшие противоположности: левый-правый, верхний-нижний, теплый-холодный, а затем, используя их как инструмент, осознавалось окружающее людей пространство: север-юг, небо-земля, день-ночь, и сам человеческий коллектив: мужской-женский, старший-младший, мы-они, жизнь-смерть.

Клод Леви-Строс
Клод Леви-Строс

Каким же представлялся мир, осознаваемый мифологическим путём?

Источник - портал VIKENT.RU

10000 г. до н.э. Верховные Боги к концу позднего палеолита

В какой-то момент (когда именно, мы не знаем) люди по всему миру начали олицетворять небо. Они стали слагать истории о «Небесном боге», или «верховном боге», собственноручно сотворившем землю и небо из ничего.

Эта примитивная форма монотеизма почти наверняка восходит к эпохе палеолита. До того как возникли культы многочисленных божеств, люди почти повсеместно признавали лишь одного верховного бога, который создал мир и управляет жизнью людей.

Образ Небесного бога присутствует почти во всех пантеонах. Антропологи обнаружили его и у пигмеев, австралийских аборигенов и коренных жителей острова Фиджи.

Он - первопричина всего сущего и повелитель неба и земли. Его никогда не изображают, у него нет ни святилищ, ни жрецов: он слишком возвышенное существо, чтобы поклоняться ему, как другим богам.

Люди обращаются к верховному богу в молитвах, веруя, что он наблюдает за ними и наказывает за проступки. Однако в повседневную жизнь человека он не вмешивается. Утверждают, что он неописуем и не имеет ничего общего с миром людей. К нему могут взывать в критических ситуациях, но в обыденной жизни он не участвует; нередко говорят, что он «ушёл» или «исчез».

Источник - портал VIKENT.RU

10000 г. до н.э. Галлюциногенные грибы в древности…

«Галлюциногенные грибы - обычное явление в Европе и Азии.

Некоторые разновидности, не терявшие токсических свойств во время приготовления, по-видимому, закладывались в священный хлеб, который ели во время греческих мистерий; то же относилось и к арабским мистериям, поскольку арабский корень fir встречается в словах со значением «поганка», «жертвенный хлеб» и «священный экстаз».

Персей с помощью Афины, богини мудрости, пробрался в великолепный сад гесперид и, согласно Павсанию, позднее построил Микены, получившие своё название в честь гриба, который рос там, где начиналась река.

Роберт Грейвс
Роберт Грейвс

Сходство индийского рая с другими заставляет предположить, что сома - священный гриб, который кладут в еду и питье, а не разновидность молочая, как думают многие авторитетные ученые; и почтение древних китайцев к «грибу мудрости», возможно, имеет такой же источник.

Роберт Грейвс, Рафаэль Патай, Иудейские мифы: Книга Бытия, Екатеринбург «У-фактория», 2005 г., с. 115.
Источник

Атеизм

46 г. до н.э. Природа богов по данным разных философов в изложении Цицерона

VI. (13) Но пора уже мне, чтобы избавиться от всякого злословия,  общедоступно изложить мнения философов о природе богов, как бы созвав их  всех вместе, чтобы они сами рассудили, какое из их мнений верное. […]

X. Те же, которые утверждали, что сам мир одушевлён и разумен, никак не  могли представить себе, какую форму может принять природа разумного духа  (animi natura intelligentis). Об этом я ещё буду говорить немного позже,  (24) а сейчас только выражу удивление тупоумию этих людей, которые  утверждают, что существо одушевлённое, бессмертное и вместе с тем блаженное  должно иметь форму шара и только потому, что, как утверждает Платон, нет  этой формы прекраснее. А мне, например, кажется красивее цилиндр, или куб,  или конус, или пирамида. А какой образ жизни приписывают этому шарообразному  богу? Он вечно вращается и при том с такой скоростью, равную которой и  представить себе невозможно. Не вижу, как с этим может сочетаться твёрдый  разум и блаженство. Почему то, что, даже незначительно воздействуя на наше  тело, как, например, холод или солнечный жар, воспринимается как неприятное,  не должно считаться неприятным также для бога? А земля, конечно, поскольку  она является частью вселенной, есть также часть бога. Между тем на земле,  как мы знаем, есть огромные области необитаемые и невозделанные, потому что  одни из них иссохли вследствие близости к солнцу от жары, а другие окоченели  под снегом и инеем из-за того, что солнце далеко от них. Но если вселенная -  бог, то выходит, что у бога часть членов раскаленные, а часть - окоченела от  холода?

(25) Вот, Луцилий, каковы ваши! Что касается взглядов других, то я обращусь  к первому из прежних философов. Фалес Милетский, который первый исследовал  эти вопросы, объявил, что начало всех вещей - вода. А бог - это тот ум  (mens), который из воды всё образовал. Но если боги могут быть без чувства и  разума, то зачем Фалес присоединил к воде ум, а к уму воду, если сам ум  может существовать безо всякого тела (vacans corpore)? Мнение Анаксимандра,  что боги рождаются, появляясь через долгие промежутки времени, и также  умирают, и они суть бесчисленные миры. Но мы, можем ли мы представить себе  бога иначе как вечным? (26) После него Анаксимен решил, что воздух является  богом, что он рождается, что неизмерим, бесконечен и всегда в движении. Как  будто воздух, не имеющий никакой формы, может быть богом, а ведь богу  преимущественно подобает иметь образ (species) и не какой-нибудь, а  прекраснейший, или как будто не все то, что рождается, должно подлежать  смерти.

Фалес Милетский
Фалес Милетский

Источник - портал VIKENT.RU

361 г. н.э. Против Христиан – трактат Юлиана Отступника [фрагмент]

Полезным, кажется мне, будет со всеми поделиться соображениями, убедившими меня в том, что коварное учение галилеян представляет собой злобный людской вымысел. Хотя в учении этом нет ничего божественного, оно сумело воздействовать на неразумную часть нашей души,  по-ребячески любящую сказки, и внушило ей, что эти небылицы и есть истина.

Юлиан Отступник
Юлиан Отступник

Правда, и эллины сочинили мифы о Богах, - невероятные и полные небылиц. Говорят же они, будто Крон поглотил своих детей и затем снова изверг их обратно. Рассказывают и о нечестивых брачных союзах: Зевс якобы сочетался с матерью, имел от неё детей, и сам женился на собственной дочери, которую родила ему его мать. более того, сойдясь с ней, он затем без стеснения уступил се другому. Затем рассказывают, как Дионис был растерзан на части и как члены его были снова собраны воедино. Вот что говорят эллинские мифы, но сравните с ними иудейское учение о том, как Бог насаждает рай, как он создает Адама, а потом жену для него. Бог говорит: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему», - а эта «помощница» решительно ни в чем не помогла ему, обманула его и стала причиной того, что и он и она были изгнаны из рая и лишились райского блаженства. Всё это настоящие басни.

Ибо разве не бессмысленно, если Бог не ведает, что его творение не только будет бесполезным для того, кому оно предназначено, но, напротив, принесёт одни несчастья? И на каком, спросим мы, языке змий должен был разговаривать с Евой? Неужели на человеческом? Чем же отличается все это от мифов, выдуманных эллинами? Ну не верх ли это бессмыслицы: Бог отказывает человеку, им же созданному, в познании добра и зла! Может ли быть что-либо неразумнее человека, не умеющего различать добро и зло? Ясно, что такой человек не будет избегать зла и не будет стремиться к добру. Но важнее всего то, что Бог не дал человеку наслаждаться познанием, а между тем нет ничего более драгоценного для человека.

Источник - портал VIKENT.RU

550 г. н. э. Парадокс всемогущества Бога…

На этот парадокс неоднократно выходили теологи и учёные. Он имеет много формулировок, но, пожалуй, наиболее известна следующая:

«…как логически решить вопрос о всемогуществе Бога? Для этого предлагается ответить на вопрос: «Может ли Бог создать такой тяжёлый камень, что не сможет его поднять?» Любой ответ - «да» или «нет» - означает, что Бог не всемогущ в том или ином отношении. Ведь если Бог всемогущ, то он, безусловно, может создать любой камень. Но если он не сможет его поднять, то значит, он не всемогущ. Мы видим, что и здесь присутствует внутреннее противоречие».

Власова С.В., Естественно-научная культура, или Наука для каждого, М., Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж, Издательство НПО «СОДЭК», 2004 г., с. 126-127.

Одно из первых упоминаний этого парадокса относится к VI веку; звучало оно  так:  «Может ли Бог отрицать самого себя?...»

Источник

Для продуктивной работы с Категориями, целесообразно использовать режим Сравнение

Все исследовательские темы портала VIKENT.RU

Источник