Найти тему
Имя и память

Он пережил Холокост, но не знал об этом до 35 лет

У этого 75-летнего мужчины два имени — Яков Векслер и Ромуальд Вишкинель. Иногда он носит кипу, иногда — сутану. По субботам ходит в синагогу, а в воскресенье причащается дома. Катастрофы Яков не помнит, но она изменила его судьбу и заставила половину жизни сомневаться в своей идентичности.

Рассказ Якова начинается со слов «скорее всего»: «Я родился, скорее всего, 28 февраля 1943 года». Родного литовского города Швенчаны он не помнит. Его воспоминания начинаются в польском городе Пасленке, куда семья Вашкинель переехала в 1946 году. Там в четыре года Яков впервые услышал в свой адрес «жид».

В школе он периодически сталкивался с антисемитскими оскорблениями. Черноволосый и кудрявый, Яков не был похож ни на кого из родственников. В пятом классе, крутясь перед зеркалом и выискивая отцовские черты, он с отчаянием крикнул маме: «Если я еврей, то увидите, что я с собой сделаю!». Мать, как и раньше, ушла от обсуждения этой темы.

В последний год учёбы Яков решил идти в духовную семинарию. Родители не обрадовались его решению, хотя были очень религиозными людьми. Но Яков все равно отправился в семинарию и через несколько лет стал ксендзом. В первый год учёбы умер его отец.

После рукоположения Яков стал сначала студентом, а потом преподавателем Люблинского католического университета. В 32 года он вновь стал жить со своей матерью, теперь в Люблине. Тогда он уже часто задумывался о своём возможном еврействе, но в разговорах мать уходила от этой темы, а Яков не знал, как спросить: вдруг мать была изнасилована во время войны?

Правда открылась ему только в 1978 году. За ужином, когда он спросил мать, знала ли она евреев в Швенчанах, та заплакала и поддалась его уговорам рассказать правду. Перед ликвидацией гетто в Швенчанах к ней пришла женщина с двухмесячным ребёнком. Она умолила спасти еврейского мальчика во имя Христоса, в которого верила семья Вишкинель, а её последним аргументом была фраза: «Когда он вырастет, вы увидите, он станет ксендзом, он будет учить людей…».

Когда Яков узнал правду о своём происхождении, он долго ещё не мог напасть на след своих родителей. Но в 1989 году еврейская община из Швенчан в Израиле помогла ему узнать их имена — Якуб Векслер и Батия Вайсконьска. Когда Яков увидел фотографию матери, он наконец впервые в жизни встретил, пусть и на фотографии, человека, похожего на него.

Оказалось, что в Израиле живут брат и сестра его еврейского отца. Когда Яков прилетел к ним в гости, в аэропорту на него набросился пожилой мужчина, сразу узнав его. Как? «Да ты ходишь как твой папа!».

В 2006 году Яков переехал в Израиль. Теперь он работает в архиве Яд Вашема и каждый обеденный перерыв ходит молиться в сад праведников народов мира, где на стене выбиты имена его польских родителей — Петра и Эмилии Вишкинель.