Подписка на канал и лайк помогают мне делать более качественный контент
Скандинавский кинематограф является настоящей загадкой для российского зрителя, проще говоря, мало кто в России вообще знает о существовании такого феномена. Сейчас я хочу вам рассказать подробнее о датском кино, предупреждаю сразу, Мадса Миккельсона в дальнейшем моем повествовании нет, так как, на мой взгляд, личность его неприкосновенна и, вообще, я не достоин даже упоминать его имя. Человек, настолько правдоподобно сыгравший каннибала, критике подвергаться не может. Идем дальше…
Дело было в конце девяностых, тогда Арнольд Шварценеггер еще не лез в политику, а Маколей Калкин не был похож на мумию. Один датский режиссер, а именно Ларс фон Триер, вдруг понял, что людям плевать на технику и стилистику создания фильмов, зрители в первую очередь смотрят кино ради хорошего сюжета и не менее хороших персонажей. Как бы оператор не старался, большая часть его труда не будет оценена по достоинству, а значит, не имеет смысла. Многочисленные спецэффекты и компьютерная графика губят кинематограф, превращая его из отдельного вида искусства в простой способ убийства времени. Таким образом, было положено начало созданию движения «Догма 95».
«Догма 95» - это направление в кинематографе, принципы которого ясно изложены в так называемом «обете целомудрия»:
1. Съёмки должны происходить на натуре. Нельзя использовать реквизит и декорации (если для фильма необходим специальный реквизит, съёмки должны происходить там, где этот реквизит изначально находится).
2. Музыкальное сопровождение не должно идти отдельно от изображения или наоборот (музыка не может звучать в фильме, если она реально не звучит в снимаемой сцене).
3. Камера должна быть ручной. Любое движение или неподвижность диктуются только возможностями человеческой руки (фильм не может происходить там, где установлена камера; наоборот, съёмка должна происходить там, где разворачивается фильм).
4. Фильм должен быть цветным. Специальное освещение не разрешается (если для съёмок слишком мало света, одна лампа может быть прикреплена к камере, в противном же случае сцена должна быть вырезана).
5. Оптические эффекты и фильтры запрещены.
6. Фильм не должен содержать мнимого действия (убийства, стрельба и тому подобное не могут быть частью фильма).
7. Сюжеты, где действие происходит в другую эпоху или в другой стране, запрещены (действие должно происходить здесь и сейчас).
8. Жанровое кино запрещено.
9. Формат фильма должен быть 35 мм.
10. Имя режиссёра не должно фигурировать в титрах.
Призвание догмы
Не только показать в фильмах реальную жизнь, но и заставить человека думать. Отсутствие ярких цветов, музыки в каждой сцене, актеров с обложек журналов помогает полностью сконцентрироваться на сюжете, начать анализировать кино, а не просто поглощать глазами движущиеся картинки. При просмотре зритель видит на экране таких же людей, как и он сам. У каждого из них есть свои достоинства и недостатки, причем недостатков обычно оказывается намного больше.
Каждый фильм, снятый по правилам догмы, получает сертификат. Сертифицировано более сорока картин.
Вот наиболее любопытные фильмы из этого списка:
1. Торжество – первый фильм из проекта «Догма 95», режиссером которого выступил Томас Винтерберг - соавтор положений «обета целомудрия».
Картина достаточно депрессивная: старший сын приезжает на день рождения отца и произносит за столом тост, открывающий всю ужасающую правду о семье. Неожиданные сюжетные повороты и сильные немые сцены держат зрителя в напряжении до самого конца. Это кино лучше смотреть в хорошей компании, с последующим обсуждением. Уверяю вас, тем для разговора будет немало…
2. Идиоты – фильм, полемизирующий о ценностях общества конца 20-го века. Главные герои скрашивают праздное существование, притворяясь душевно больными в общественных местах города. Режиссером «Идиотов», а также сценаристом является сам Ларс фон Триер. У критиков нет единого мнения о данной ленте: кто-то превозносит картину до небес, а кто-то считает второсортной и чересчур эпатажной. Фильм необходимо смотреть внимательно от начала до самого конца. Как вам последняя сцена за столом?
3. Итальянский для начинающих – про любовь, дружбу и одиночество. Первый фильм, снятый в рамках догмы режиссером-женщиной. Он значительно отличается от картин, представленных выше. Сюжет достаточно банален: главные герои – обычные люди, ведущие скромную жизнь, со своими заботами и проблемами. Лента учит не опускать руки и продолжать бороться даже в тех случаях, когда кажется, что выхода из сложившейся ситуации нет. Картина, скорее всего, оставит после себя только положительные эмоции и поможет посмотреть на жизнь под другим углом, не стоит ждать от неё каких-либо откровений или прозрений.
4. В твоих руках – лента, побуждающая к активной нравственной работе, осадок в душе и пища для размышлений будут вам обеспечены. Картина обращается к проблематике веры, абортов, прощения. Дать однозначную характеристику этому фильму невозможно. Не каждый сможет досмотреть его до конца. Скорее всего, ваша оценка данного произведения будет либо резко положительной, либо резко отрицательной.
5. Последняя песнь мифуне – приятный фильм, наполненный яркими, запоминающимися персонажами. В центре сюжета молодой бизнесмен, уехавший из захолустный глуши в большой город. Теперь у него есть все: хорошая работа, деньги, жена, но прошлое внезапно врывается в его жизнь и ему приходиться вернуться. Простая, как два рубля, история о подлинном счастье, поиске самого себя и настоящей любви не оставит вас равнодушными, а фирменная подача догмы поможет глубже прочувствовать происходящее на экране.
Ну что?
Напоследок я хочу сказать, что если вы все-таки набрались смелости и решили окунуться в мир датского кино, то начинать следует именно с «Торжества», так как этот фильм является первым, он воплощает в себе всю идею догмы, не отступая от нее ни на йоту. Также в нем нет обилия сексуальных сцен, как в «Идиоте», а все происходящее на экране воспринимается легче. Если вас интересует, снимался ли Мадс Миккельсен в фильмах догмы, то я отвечу «да!»
Лента называется «Открытые сердца», она получила многочисленные награды, в том числе премию «Бодиль» за лучший датский фильм.
Скандинавский кинематограф – явление самобытное, в рамках европейского кинематографа, заслуживающее внимания вдумчивого зрителя. Его визуальная простота отнюдь не проявление бедности, наоборот, это способ сместить внимание смотрящего от «картинки» к смыслу.
Посмотреть
* 7 лучших фильмов Ларса фон Триера http://2queens.ru/Articles/Kinoteatr-Rezhissery/Lars-fon-Trier-7-filmov-luchshego-v-mire-rezhissera.aspx?ID=3422
* Часть фильмов догмы переведенных на русский http://cinemate.cc/movies/dogma-95
Почитать
* Лидия Кузьмина – «К истории «Догмы-95»: ретро с амбициями новой волны» http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/71/
* Обсуждение творчества Ларса фон Триера (форум 2008 год) http://i-gorn.ru/forum/index.php?topic=192.0