Одна из самых загадочных личностей в Библии, в частности, в Ветхом Завете - это Мелхиседек.
Мы встречаем его когда Авраам возвращался после того как освободил из плена своего родственника Лота и его семью, одержав большую победу. Тогда Мелхиседек, называемый царем Салимским, вынес хлеб и вино и благословил Авраама. Географически Салим относят к территории Иерусалима, что оставило след и в части названия города, дословно означая «мир». Вроде бы нет ничего удивительного, даже царь Содомский и тот выходил к Аврааму. Но правитель Содома даже не именуется, а царь Салима называется по имени.
Именование для того времени является очень большим значением. Примеров тому много. Особенно подчеркивается, например, что Адам получил право именовать животных и птиц, он же дал имя своей жене. Именно «сделать себе имя» было целью людей при постройки Вавилонской башни. Можно вспомнить изменение имен ветхозаветных Патриархов самим Богом: Авраам это нареченное имя изначальному Авраму, Сара по повелению Его стала Сарра, что в обоих случаях меняло смысл их роли, их внук Иаков получил впоследствии имя Израиль. Измаил, Иоанн (Креститель)- также нарекались свыше. Во время встречи Моисея с Богом в обраще купины неопалимой, сказал Моисей Богу: «вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: «Бог отцов ваших послал меня к вам». А они скажут мне: «как Ему имя?» Что сказать мне им». То есть, значение имени, даже наличие его - это не простой биографический факт.
Так вот, Царь Салимский именуется Мелхиседек от «малки» - «царь» и «цедек» - «справедливость». Но более того, он еще и характеризуется как «священник Бога Всевышнего». Это достаточно необычно, ведь в то время Патриархом единственным был Авраам (в то время еще Аврам). Салимскому царю он отдал десятую часть от всего имущества и смиренно выслушивает благословение, которое выглядет вполне единоверчески его религиозным взглядам: «благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои».
Содомскому безымянному царю же Авраам отвечает, более того, достаточно дерзновенно: «даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама». Мы видим, что смиренние в общении с Мелхиседеком - вовсе не образ поведения с лицом высокого статуса. Следующая странность заключается в том, что все Патриархи Ветхого Завета поименованы в единой родословной от Адама. Салимский Царь в ней не упоминается.
Но Мелхиседек не уходит со страниц Библии после встречи, Царь Давид в 109 Псалме говорит, обращаясь к грядущему Мессии: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник по чину Мелхиседека». Но никак не поясняет нам личность этого царя.
В Новом Завете о Мелхиседеке вспоминает Апостол Павел в Послании к Евреям. В продолжение слов псалма Давида он говорит о том, что Иисус сделался «Первосвященником навек по чину Мелхиседека». Павел называет салимского правителя «царем правды» по имени его и «царем мира» по названию его титула. Он отмечает, что Мелхиседек «без отца, без матери, без родословия», «не имеющий ни начала дней, ни конца жизни», уподобляясь Сыну Божию пребывает священником навсегда. Здесь вопросов возникает еще больше как, то, почему священство этой ветхозаветной личности указано вечным.
Сам Павел удивленно восклицает: «Видите, как велик тот, которому и Авраам, патриарх дал десятину». Он комментирует, что десятину у евреев имеют священники-левиты, но они уже потомки Авраама. О благословении Павел говорит, что Мелхиседек «благословил имевшего обетования. Без всякого же прекословия меньший благословляется большим».
Да, можно подчеркивать символизм встречи Авраама с Мелхиседеком. Это и вынесенные правителем вино и хлеб, которые могут символизировать образом причастия будущую встречу здесь же в Иерусалиме Нового Завета с Заветом Ветхим, который здесь Авраам и олицетворяет. Но это вновь, никак не открывает тайну личности Мелхиседека.
В последующем, толкователи Библии пытались предположить различные варианты, многие даже были интересными, но все равно это лишь мнения и не отвечают на вопрос однозначно. Но есть одна очень интересная версия, при всей своей фантастичности для современного скептического ума, представляющаяся логичной для событийного ряда.
Если придерживаться библейской хронологии, характерной для традиции Торы и латинского перевода Библии, то рассматриваемая нами встреча произошла в 2023-2048 годах от рождения Адама (между выходом Авраама с родных мест до рождения его сына). Важно вспомнить, что для первых ветхозаветных мужей характерна долгая жизнь. Обращаясь, к хронологии мы можем узнать, кто был жив из великих патриархов. А были живы многие. Но наиболее уважаемым в то время был, безусловно переживший Великий Потоп Сим.
Он сын самого Ноя, и, как мы помним, отличился благородным поведением в случае с поведением брата Хама, за что получил благословение от отца и потомки которого как раз и наследовали те земли, где располагался легендарный Салим и где проживают народы, называемые по его имени семитскими.
Это тоже версия, не подтверждаемая прямым на то указанием. Более того, если это сын Ноя, то почему не указан своим привычным именем. Но, что интересно: имя Сим (Шем) имеет одно из значений «титул». Возможно как раз тогда «Мелхиседек» - «царь правды» и есть тот самый титул, которым его в невероятно почетном возрасте уважительно именовали современные ему потомки, подчеркивая и его статус, и благочестие.
*** Подписывайтесь на "11 экю". Впереди всё самое интересное!