по материалам статьи Angie Kordic «Iranian Artists You Need to Know»
Исключительная роль, которую Иран сыграл в истории цивилизации, и изменение политической атмосферы страны, как части грозового фронта Ближнего Востока, как нельзя лучше отражены в работах современных иранских художников. Творческая составляющая этого региона, с богатым многовековым наследием исламского и персидского искусства, превратилась в одну из наиболее интригующих в мире. Как результат, новые творения смогли прорезать тень, от Исламской революции 1979 года, над искусством и явить себя общественности. В облачении из множества выдающихся работ, иранское искусство являет собой как свидетеля постоянно меняющейся социально-политической динамики в стране, вот уже последние пять десятилетий, так и средство войны, революции, санкций и недавних ядерных соглашений. Иранским художникам долгое время с трудом удавалось найти свое место на международных и даже домашних арт-площадках, и только последнее десятилетие отметилось тем, что объекты искусства из Ирана или созданные художниками иранского происхождения получили заслуженное признание.
Тегеранский музей современного искусства — дом для многих иранских художников
Становление современных иранских художников
Иранскому искусству своим разнообразием и утонченностью наконец-то удалось привлечь внимание мирового арт-сообщества. Многочисленные выставки, проводимые в стране и по всему миру, взрывной рост цен на аукционные лоты и количества публикаций в журналах на английском и других международных языках являются подтверждением данного факта. Все это служит цели стимулирования бурного развития культурной жизни страны. Растущее количество профессионалов в каждом из направлений способствует преодолению предрассудков и повышению престижа Ирана, при помощи неизменного качества произведений искусства, подчеркивающих свою самобытность в прошлом, настоящем и обозримом будущем. Находясь под частичным влиянием евро-американского модернизма и основных течений авангардизма, иранским художникам всегда удавалось придерживаться собственной стези, объединяя существующие формы искусства и давая рождение новым, более экспериментальным.
Их работа нацелена на то, чтобы представить страну широкой общественности с аутентичной точки зрения, избегая тем самым налета национализма, что несомненно поспособствует большей открытости. Революция и установленные в дальнейшем, государственными и религиозными органами, ограничения, привели к тому, что сегодня многие признанные иранские мастера творят за пределами своей родины. В самой же республике наиболее примечательными являются невероятная коллекция Тегеранского Музея Современного Искусства, в котором хранятся одни из самых известных шедевров, и непосредственно творческая среда Тегерана, отмеченная значительным уровнем развития и становления. Столица вместе с остальными регионами неустанно предлагает новые пути развития творчества, которое необязательно включает в себя этнику или политику, такие работы скорее выступают за рамки традиций и больше ориентированы на общемировую концепцию. Еще одной важной группой творцов является онлайн платформа Young Persian Artists, созданная Mahsa Mergenthaler-Shamsaei, которая содействует новому поколению дарований. Справедливо будет отметить, что иранское искусство стало значительной частью современного мирового во многом благодаря следующим художникам с прогрессивным видением.
Monir Shahroudy Farmanfarmaian и ее геометрические узоры
92-летняя Монир Шахруди Фарманфармайан является настоящим первопроходцем иранского искусства. Ее первая всеобъемлющая ретроспектива состоялась в Музее Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк в 2015 году. После эмиграции в 1979 году, в Тегеран она вернулась только в 2014 г. Ее творчество основано на геометрических зеркальных узорах мечетей, объединенных с техниками создания мозаик из стекла. Работы ее тесно связаны с геометрическим минимализмом западного модернизма. Для Монир, зеркала играют решающую роль, отражаясь друг в друге, они образуют необычный портал в бесконечность.
Featured images: via reundevonfreunden.com; Third Family – Triangle, 2011. Collection of the artist, photo Filipe Braga © Fundação de Serralves, Porto, Portugal.
Shirin Neshat — наиболее узнаваемая иранская художница
Фотохудожница, видеорежиссер и одна из самых знаменитых иранских деятелей искусства. Суть ее творчества — игра контрастов и противоречий. Ширин мастерски смешивает античность и модернизм, женственность и исламский фундаментализм наряду с милитаризмом. Живет в Нью-Йорке, наиболее знаковые серии работ это «Женщины Аллаха» и недавняя «Трилогия мечтателя», для которой снялась Натали Портман.
Featured images: Rebellious Silence, 1994, detail. B&W RC print & ink, photo by Cynthia Preston. Courtesy Gladstone Gallery, New York and Brussels; Natalie Portman, still from Illusions and Mirrors video series.
Shirazeh Houshiary — прославленная скульптор
Рожденная в Иране, Ширазе Хушьяри выросла в Лондоне и даже была номинирована на престижную Премию Тёрнера в 1994 году. Создательница инсталляций и скульптор, Ширазе привлекла внимание к своему творчеству «персидскостью». Концепция ее творчества зиждется на мистической доктрине суфизма и работах Джалаль ад-Дина Мухаммада Руми, персидского поэта XIII века. Все это ложится в основу ее изысканных монохромных полотен и рисунков наполненных арабской поэзией.
Featured images: Shirazeh Houshiary, via payvand.com; Shirazeh Houshiary, Fray, 2012, via similarselection.com
Farhad Moshiri — поп-арт
Мастерская Фархада Мошири расположена в Тегеране. Его работы это поп-арт с нежными нотками субверсивных социально-политических комментариев. Его ироничные инсталляции, видеоработы и картины являют собой гибрид традиционных иранских форм и элементов культуры потребления, широко распространившейся на его родине. Его шедевры состоят как из подручных материалов, так и из сверкающих класса люкс: жемчуг, кристаллы, золотые монеты и сусальное золото.
Featured images: Farhad Moshiri, image via artasiapacific.com; Farhad Moshiri – God in color, 2012, courtesy Galerie Perrotin.
Azadeh Razaghdoost — поэтесса красного цвета
Отличительной чертой работ Азаде является использование красного цвета - символа любви, страсти и крови. Ее холсты сочащиеся непреднамеренностью и хаосом, прекрасно передают вдохновение от поэм Шарля Бодлера и Уильяма Блейка, а временами и свойственные женщине проблемы и разочарования. Ее работы - поэзия написанная языком чувств, лирики и аллегорий.
Featured images: Azadeh Razaghdoost at AB GALLERY, via YouTube; Azadeh Razaghdoost – Untitled from the ‘Sick Rose’ series, 2008, detail, courtesy Sophia Contemporary.
Ali Banisadr — абстрактные пейзажи
Абстрактное искусство Али Банисадра представляет собой необычные пейзажи, которые отражают пережитый художником опыт беженца из зоны военных действий, включающие в себя элементы персидских миниатюр и мифологии. Взывая к эстетике Фрэнсиса Бэкона и продуктам цифровой анимации, работы дают возможность нам рассматривать их с разных точек зрения. Ломаный фон, напоминающий витраж, соотносится с его воспоминанием о звоне разбитых окон во время взрывов. Работы базируются на динамизме и конфликте, граничащих с беспорядком и хаосом, как в физическом, так и эмоциональном плане.
Featured images: Ali Banisadr, via metmuseum.org; Ali Banisadr – Incubator, 2014, via alibanisadr.com.
Mehdi Ghadyanloo — художник и муралист из Тегерана
Мехди Гадьянлу иранский художник, чьи работы с использованием тромплёй (технический приём в искусстве, целью которого является создание оптической иллюзии того, что изображённый объект находится в трёхмерном пространстве, в то время как в действительности он нарисован в двухмерной плоскости) обнажают значительное влияние сюрреалистического направления. Его сравнивают, ни много ни мало, с Рене Магритт. С 2006 года он рисует мурали в родном Тегеране где уже насчитывается более ста его творений. В 2015 году он посетил Лондон и местные СМИ окрестили его "Тегеранским ответом Бэнкси". Его росписи так же пленительны, как и его картины, игра с пространством и фоном, создает иллюзию и бросает вызов нашему восприятию.
Featured images: Mehdi Ghadyanloo, via wbur.org; Mehdi Ghadyanloo – Freshness mural in Tehran, via huffingtonpost.
Golnaz Fathi — Королева персидской каллиграфии
Гольназ Фатхи, посвятившая себя изучению традиционной персидской каллиграфии, заслуженно носит титул Лучшая женщина каллиграфист, присужденный ей Иранским обществом каллиграфии в 1995 году, и является обладательницей награды врученной на Sharjah Calligraphy Biennial в 2010 году. Жирные мазки и резонирующие цвета составляют основу ее работы и по словам самой Фатхи должны восприниматься "скорее абстрактно нежели фигурально". Повторяющиеся формы привносят медитативность в полотна; характерным для последних работ переходом от каллиграфичности к детально проработанныхм царапинам на белом поле, создается непередаваемый эффект.
Featured images: Golnaz Fathi, via asiasociety.org; Golnaz Fathi – Untitled 1, 2009, courtesy The Third Line.
Reza Derakshani — нео-экспрессионист
Поэт, музыкант и создатель перформансов, Реза Деракшани с детства выделялся своей индивидуальностью. Его творчество отмечено экспериментами с абстрактными и метафорическими элементами из западной и восточной культур, под соусом абстрактного экспрессионизма и нео-абстракционизма. Бросающие вызов своей сложностью техники, инновации и ментальная стимуляция, присущие современному искусству, позволили ему достичь медитативной уединенности и как результат, привели к чистой свободе самовыражения. Его картины часто пронизаны исследованием эмоционального состояния ума и темой отчуждения и изгнания, а также миром природы.
Featured images: Reza Derakshani, via reorientmag.com; Reza Derakshani – Nocturnal Hunting, from the ‘Hunting’ Series, 2015, courtesy Sophia Contemporary.
Y.Z. Kami — религия и философия
Y.Z. Kami (имя при рождении Камран Юссефзаде) известен тем, что в своих работах ссылается на ключевые концепции мировых религий и философий. В свою очередь, все это пересекается с самоанализом, созерцанием и субъективностью проходя единой нитью сквозь религиозные тексты, документальную фотографию, минимализм, современную портретную живопись и даже Фаюмские портреты. Он известен своими крупномасштабными портретами, которые принесли ему международное признание. Искусство, которое он создает, парит на границе между духовным и материальным, телесным и метафизическим, делая неосязаемое и глубоко личное понятие молитвы доступным для восприятия людьми, при помощи сильной визуальной составляющей, через бинарность слов и образов.
Featured images: Y.Z. Kami, courtesy Sueraya Shaheen via thenational.ae; Y.Z. Kami, Venice Biennale 2007, via Fulvio Spada. All images used for illustrative purposes only.
переведено специально для сообщества в Вконтакте ethnische idylle | EI