Найти в Дзене
Shatff

О «Дне Охи»

28 октября 1940 года, Греция вступила во Вторую мировую войну – и эта дата отмечается как «День О́хи». «'Οχι» по-гречески означает «нет» –  таков был ответ премьера Метаксаса на ультиматум итальянцев, требовавших права «войти» на территорию Греции.

(Вообще-то, Метаксас был фактическим диктатором – причём, государственное устройство он выстроил по итало-германскому типу; но в начавшейся войне склонялся на сторону Великобритании. В январе следующего года премьер умрёт при подозрительных обстоятельствах – а его преемник, Коризис успеет ответить «нет» уже немцам, и застрелится в апреле…) Впрочем – по порядку.

…К этому моменту Страны Оси контролировали бо́льшую часть Европы – недавно пала Франция; никакой антигитлеровской коалиции ещё толком не существовало – потому у Муссолини и в мыслях не было, что Греция посмеет сопротивляться. «'Οχι» прозвучало под утро – а с рассветом итальянцы начнут наступление. Дуче был настроен решительно: «Гитлер всегда ставит меня перед свершившимся фактом. Но на этот раз я ему отплачу той же монетой: он узнает из газет, что я оккупировал Грецию!» Однако, маршала ждал неприятный сюрприз!..

…В осенне-зимней кампании греки не только вдребезги разобьют римлян, но и сами, преследуя их, войдут в Албанию. Весной собравшиеся с силами итальянцы предпримут новый натиск – и опять будут биты!.. (Заметим – с силами Оси такое происходило впервые – мир удивлённо рукоплескал доблестным эллинам!)

…Союзники греков, англичане, придут, было, на подмогу – но предусмотрительно займут позиции во втором эшелоне. Это окажется спасительным решением, поскольку в апреле, видя такое фиаско, вынуждены были вмешаться немцы – германские войска одновременно вторгаются в Грецию и Югославию…

…Греки не смогут противостоять вермахту – их армии окажутся отрезаны друг от друга; генералитет запаникует (именно тогда покончит с собой мужественный премьер Коризис); войска капитулируют – а король Георг II покинет страну…

P.S. …Любопытно, что покинет её и британский экспедиционный корпус – а ещё любопытней, что немцы дадут ему уйти точно так же, как они сделали полугодом назад в Дюнкерке, после разгрома Франции… Англичане вернутся – осенью сорок четвёртого, когда немцы, в свою очередь, сбегут из Греции, опасаясь быть отрезанными вступившей на Балканы победоносной Красной Армией… Впрочем, это – совсем другая история.