Осенью 1918 года были написаны две картины, позволяющие наглядно и без лишних слов представить пути развития модерна в Швеции и в России.
Нильс Дардель, 130-летие которого празднуется в начале ноября, по праву олицетворяет шведский импрессионизм, но при этом сам он много и далеко путешествовал, поэтому появление картины «Транссибирский экспресс» можно считать закономерным для его творчества. Отправившись в Японию, шведский художник наблюдал российские реалии и выразил их свойственным ему художественным языком. При написании этого полотна, Дардель применил любимый им прием, позаимствованный из эскизов театральных декораций: он как бы высвечивает часть того, что видит, лучом прожектора. Причем в данном случае картина состоит как будто из двух планов, которые, судя по тому, как преломляется «луч прожектора», соединены под углом, а не располагаются в одной плоскости.
На переднем плане – казарма с хиленькими солдатиками, попавшими в жернова мировой, а затем и гражданской войны. Ближе всего к зрителю высвеченная «прожектором» фигура дэнди – на лыжах, в модном полосатом костюме и белом развевающемся шарфе. Эту фигуру часто сравнивают с лодочником Хароном, перевозящим души ушедших в загробный мир. И для такого сравнения есть основания, поскольку почти одновременно Дардель пишет свою самую известную картину «Умирающий денди», о которой мы расскажем на следующей неделе.
Аристарх Лентулов, в свою очередь, пишет поезд, идущий по мосту над рекой в ущелье, в собственной легко узнаваемой манере: кубы, многоугольники, яркие не сочетающиеся цвета. Зато есть у Дарделя виден излом мира, дополненный тоненькими человеческими фигурами, которых можно сравнить с «пляшущими человечками» из рассказа Конан Дойля, то у Лентулова почти физически чувствуется напор и мощь паровоза, и еще мощнее смотрится природа, которая остается сильнее любых изобретений человечества.
У Лентулова, кстати, есть своя история, связанная с театром и с экспериментом с прожекторами. О ней мы расскажем 8 ноября. А пока смотрим и сравниваем взгляды на мир двух ярчайших художников века модерна.
Верхняя иллюстрация: Нильс Дардель. Транссибирский экспресс. 1918. Масло, холст. 95х150 см. Частная коллекция. Источник иллюстрацииThe Athenaeum
Нижняя иллюстрация: Аристарх Лентулов. Поезд на мосту. 1918. Масло, холст. Источник иллюстрацииThe Athenaeum
#векмодерна #модерн #1918 #картины1918 #дардель #постимпрессионизм #лентулов #авангард