Друзья, ко мне попал фотоальбом о двух опытных образцах автомобиля ИМЗ-НАМИ-А-50 «Белка», построенных в далеком 1955 году. Машины эти стали плодом сотрудничества художников-конструкторов московского института НАМИ (слово «дизайнер» тогда еще было не в ходу) под предводительством Ю.А. Долматовского и конструкторов Ирбитского мотозавода. Полистаем пожелтевшие от времени странички вместе?
История создания автомобиля ИМЗ-НАМИ-А-50 «Белка» полна загадок и нестыковок. Версии о заказчике и техническом назначении разрабатываемого автомобиля в «показаниях» Ю.А. Долматовского, который начинал работу над «Белкой», и Б.М. Фиттермана – другого конструктора НАМИ, который работал над машинами аналогичного класса в дальнейшем, – мягко скажем, не совпадают. Долматовский в своих статьях указывал на личную инициативу представителей Ирбитского мотозавода по созданию народного микроавтомобиля – мол, за помощью в воплощении этой идеи они сами и обратились в НАМИ. Тогда как Фиттерман писал, что в роли заказчика выступали военные: ИМЗ совместно с НАМИ было выдано задание на разработку нового санитарного транспортера. Однако «Белка», родившаяся под чутким руководством Долматовского, напрочь не соответствовала исходному техзаданию. А потому Долматовского от дальнейших работ по проекту отстранили, передав тему Фиттерману.
Но оставим всю эту внутреннюю кухню в покое... Итак, перед нами – два опытных образца «Белки», построенных в 1955 году. Что же это были за машины? В основу ее конструктивной схемы была положена заднемоторная компоновка – а другого под руководством Долматовского и быть не могло: иных вариантов расположения двигателя Юрий Аронович не признавал! Четырехтактный двигатель с воздушным охлаждением цилиндров был позаимствован у тяжелого ирбитского мотоцикла М-72. Но на автомобилях он был спрятан под выступающим сзади капотом и не обдувался встречным потоком воздуха, а потому в его конструкцию пришлось вводить вентилятор для принудительного охлаждения.
Хорошая проходимость автомобиля достигалась за счет неплохой геометрии (короткая база, маленькие свесы, плоское днище), шин низкого давления с грунтозацепами и полностью независимой подвески колес. Да еще и дифференциал предполагалось сделать блокируемым.
Образец с закрытым кузовом
Образец с закрытым кузовом был построен по эскизам В. Арямова и предназначался для перевозки 4-5 человек. За спинкой заднего сиденья располагался багажник. Интересное месторасположение придумали для запасного колеса – между панелями передней стенки кузова. Но, пожалуй, самой интересной «фишкой» автомобиля были передние двери, точнее метод их открывания. Чтобы водителю попасть внутрь салона, легким движением руки ему требовалось... откинуть вперед весь передок вместе с частью крыши и рулевым колесом! Вот прямо уже вижу, как в комментариях будут задавать вопрос о сорте травы, которую курили разработчики... )))
Задние пассажиры усаживались через единственную распашную дверь в правой боковине, которая охватывала и часть крыши – сделано это было для облегчения посадки в сравнительно низкий кузов. Такое решение уже было опробовано ранее Долматовским на другом опытном автомобиле вагонной компоновки - НАМИ-013.
Образец с открытым кузовом
В грузопассажирском образце с открытым кузовом, построенным по эскизам Э. Молчанова, обычная легковая «Белка» угадывалась уже с трудом. Внешний вид тут уже более угловатый и грубый. А брезентовый верх убивал всю «романтику», окончательно превращая автомобиль в сельскохозяйственный. Бездверный кузов чем-то напоминал лодку – дно с бортами. Плоское лобовое стекло было оснащено одним единственным водительским дворником.
При герметизации днища кузов приобретал плавучесть, и в случае необходимости автомобиль мог преодолеть водную преграду на буксире или с помощью весел. Причем за счет малого веса (575 кг) и низкого давления в шинах были вполне осуществимы самостоятельные вход и выход из воды на пологий берег.
Никакого серийного воплощения «Белки» в итоге не получили. Думаю, что оно и к лучшему. Едва ли труженики села, занятые на освоении целинных земель, обрадовались бы автомобилю, который не смог бы их защитить ни от пронизывающего степного ветра, ни от осадков. А уж про удобство посадки за руль обычной легковой «Белки» и говорить нечего: только представьте, каково выбираться из ее кабины в проливной дождь! Очевидно, что в погоне за «красивой мечтой» Долматовский зашел чересчур далеко, напрочь растеряв по пути практицизм... Но как необычные концепт-кары или выставочные шоу-стопперы «Белки», безусловно, хороши! Так и давайте же и воспринимать их именно в таком качестве. Жаль только, что ни на одну выставку «Белки» так и не попали...
Спасибо за внимание! ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, чтобы не пропустить новые публикации, СТАВЬТЕ ЛАЙК и ДЕЛИТЕСЬ с друзьями в соцсетях, если пост показался вам интересным - это важно для дальнейшего развития канала!
Почта для связи: mmariyazen@yandex.ru, Мария Маркова