Найти тему

Неведома зверушка «синематограф»

1895 год. Париж. Патент 245032.

Братья Люмьер представляют «аппарат, служащий для получения и рассматривания изображений» - «Синематограф». Еще несколько месяцев – и в одном из залов «Гран-кафе» в Париже происходит первый в мире кинопоказ.

Российская Империя в конце XIX – начале XX веков от мира не отстает, и в 1896 году в Петербург прибывает, можно сказать, «врывается» представитель компании братьев Люмьер, оператор Камилл Серф. За один день - 4 мая – он подает прошение на кинематографическую съёмку коронации Николая II (в последствии - первый в мире фильм-репортаж) и в театре сада «Аквариум» демонстрирует несколько картин.

May the cinema be with you (см. 04/05): именно тогда «кино-» стало неотрывным от «театра», потому что первые показы совершались в перерывах между действиями какой-нибудь постановки. В саде «Аквариум» это был водевиль «Альфред-Паша в Париже».

Развлечение à la française, кинематограф, приобретает в Петербурге безумную популярность. В тот же 1896 год по адресу Невский проспект, 46 открывается первый постоянный кинотеатр. В воспоминаниях одного из первых русских киноинженеров Бориса Дюншена значится:

«Кинематограф, называвшийся “Живая фотография”, открылся совсем незаметно, и посещали его преимущественно дети. Показали всего три картины. Первая, обошедшая все экраны мира,— это садовник, поливающий газоны, и мальчишка, наступивший на кишку. <…> Вторая картина — вид Невского проспекта с конкой и извозчиками. И, наконец, третья — прибытие поезда. <…> Музыкального сопровождения нет. Продолжительность сеанса — не более тридцати минут с двумя антрактами.»

Тема царской семьи находит продолжение: с 1897 года оператор Болеслав Матушевский делает документальные съёмки о жизни императорского дома, которые с 1900 года уходят под монопольное крыло фотографа и кинооператора Ягельского.

Но это случаи единичные, потому как кинематограф к нам пришел из-за рубежа, и этот самый «рубеж» долгое время монополию на киноаппаратуру и фильмы в России удерживал. Из истории best-sellers: французская компания «Братья Пате», российский филиал французской компании «Pathé», в 1908 выпускает документальный фильм «Донские казаки», который только в России сразу же разошёлся в 219 (!) копиях. Этот фильм показал: отечественная тематика может и будет пользоваться у аудитории большим спросом. Большим художественным фильмам быть!

Интерес к синематографу все растет. Вместе с ним растут сферы распространения искусства кино. Появляются отдельные тематические журналы и газеты, петербургское киноателье Александра Дранкова выпускает короткометражку «Понизовая вольница» («Стенька Разин»).

Интерес к синематографу все растет. Вместе с ним растет короткий метр. Появляются художественные ленты, и чаще всего это экранизации фрагментов произведений русской классики или эпизоды и истории, например - «Бахчисарайский фонтан» и «Пётр Великий».

Интерес к синематографу все растет. Вместе с ним растет профессионализм операторов.
Например, оператор Александр Левицкий в 1912 году впервые в практике отечественного кино применил при съёмке некоторых эпизодов фильма «Уход великого старца» двойную экспозицию.

Постоянный рост дал свои плоды. Российская киноиндустрия выходит на нужный уровень, и из лидеров в этой сфере выделяется киноателье Ханжонкова. Благодаря этой компании в 1911 году выходит первый в нашей стране полнометражный фильм - «Оборона Севастополя». Спустя год - «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», первый в мире мультфильм в технике объёмной анимации, созданный волшебными руками Владислава Старевича, про которого Уолт Дисней сказал: «Этот человек обогнал всех аниматоров мира на несколько десятилетий.»

Киноиндустрия окончательно утверждает свои права, перестает быть монополией отдельных лиц и компаний. У Ханженкова появляются конкуренты, например, кинокомпания Ермольева и «П. Тиман и Ф. Рейнгардт». Ранее упомянутый Александр Дранков совершает гениальное: снимает сериалы!

К 1913 году в Петербурге числится около 130 кинотеатров, и синематограф становится явлением популярным, но привычным. В России кино любили, но к искусству причислять не торопились. Владимир Маяковский писал:

«Кинематограф и искусство — явления различного порядка. Искусство даёт высокие образцы, кинематограф же, как типографский станок книгу, множит и раскидывает их в самые глухие и отдалённые части мира».

Первая мировая война мобилизацией большей части актерской среды киноиндустрию порушить попыталась, но не смогла. Если за 1908 год было выпущено 8 фильмов, то за 1916 – около 500.

За время Российской Империи было снято около 2700 картин разного формата и метра, были открыты такие таланты, как Вера Холодная, Александра Гончарова, Андрей Громов и Витольд Полонский. После национализации российская кинопромышленность никуда не исчезла, но изменилась.

Теперь это был кинематограф СССР.

Поддержите наш проект, если понравился материал!
Потому что весь контент Знай Города — это не только наши силы и умения, а еще и внешние ресурсы, время и иногда даже техника.

Больше текстов о городе!