Найти в Дзене

"Филькина грамота".Кто такой Филька?

Чтобы ответить на этот вопрос, приходим на улицу Гиляровского.

На минуту закрываем глаза и представляем: не слышно машин и трамваев, громких разговоров из толпы, мелодий мобильных телефонов … перед нами сельская местность…

-2

Мы в 1652 году, время правления царя Алексея Михайловича Тишайшего. Никон скоро станет Патриархом Московским и всея Руси.

-3

Перед нами Мещанская ямская слобода, одна из самых больших в Москве. Сегодня 9 июля. 8 утра.

Типичная сельская улица. Широкая, вытоптанная лошадьми. Вдоль дороги стоят крестьянские избы вперемежку с деревянными двухэтажными домами, лавки, трактиры, волостное правление, почта…

Мы в толпе народа, собрались все: и простой люд, и духовенство, и царский двор во главе с царем Алексеем Михайловичем, все пришли сюда рано утром из Кремля. Мы слышим восторженный гул толпы и не замолкающий колокольный звон: по улице к нам приближается Крестный ход во главе с митрополитом Никоном. Они идут из Соловецкого монастыря со святыми мощами Филиппа.

-4

Вместе с процессией мы отправляемся к Кремлю, на Лобное место. Мощи выставили на поклонение. Происходит чудесное исцеление нескольких людей.

Десять дней стоят мощи, десять дней в Москве звонят в колокола с утра до вечера. Потом останки переносят в Успенский собор Кремля. И снова десять дней стоят они для поклонения, и снова происходят чудеса – множество исцелений.

-5

Наконец, совершили торжественный обряд, Филиппа прославили как святителя Филиппа Московского. Его мощи захоронили не в Архангельском соборе, где под каменным полом лежало тело Ивана Грозного, а в Успенском. Раку поместили именно на том месте, где 84 года назад Филиппа схватили опричники ….

Этот Филипп и есть тот самый знаменитый Филька. Но при чем тут грамоты?

Переносимся на 96 лет назад. 1566 год, время правления Ивана Грозного.

-6

Филипп еще игумен на Соловках, но Иван Грозный вызвает его в Москву. На собрании епископов Филиппу предлагают принять митрополичий сан, но он неожиданно выдвигает условие: опричнину нужно уничтожить!

Царь спорит, злится, приказывает ему замолчать. Епископы уговаривают Филиппа уступить царю. Филипп дает слово, закрепленное на бумаге, что не будет вмешиваться в опричнину.

Митрополит держит свое слово два года, но с зимы 1568 года молчать он больше не может. Начинается открытый конфликт с царём.

Причина – новая волна террора, массовые казни: перехвачены письма к московским боярам, в которых польский король Сигизмунд и гетман Ходкевич предлагают им перейти в Литву.

Митрополит активно выступает против опричного террора. Пытается поговорить с царём наедине, но Иван Грозный избегает встреч.

Дальше – хуже.

В марте этого же года в Успенском соборе Кремля – первая публичная ссора митрополита с царём.

Иван Грозный вместе с опричниками приходит на богослужение в чёрных ризах и высоких монашеских шапках, а после литургии подходит к Филиппу за благословением. Митрополит делает вид, что не замечает царя, и только после просьбы бояр благословить Ивана обращается к нему с обличительной речью при многочисленных свидетелях.

Сказать, что царь разозлился, - ничего не сказать.

На следующий же день начинаются новые казни. Бояр и служилых людей митрополичьего двора подвергают пыткам с целью выбить показания о замыслах Филиппа против царя.

Филипп арестован по решению Боярской думы. Во время службы в Успенский собор врываются опричники в черных одеяниях, срывают с митрополита церковные облачения, метлами выталкивают из храма и увозят.

Его лишают сана, определяют в заточение в собор московского Богоявленского монастыря, а оттуда под строжайшей охраной отвозят в Тверской Отроч Успенский монастырь.

Из монастыря Филипп шлет царю многочисленные письма (грамоты) с просьбой одуматься и распустить опричнину. Царь их не читает, святителя презрительно называет Филькой, а его письма - «Филькиной грамотой».

-7

Эта фраза разлетается среди двора, потом уходит в народ. Она могла быть забыта, но дальше происходят интересные события.

Еще через год, в 1569-ом, во время новгородского похода Иван Грозный направляет в монастырь к Филиппу Малюту Скуратова, чтобы тот попросил благословения на поход.

Малюта Скуратов убивает святителя, задушив его подушкой. Филиппу было 62 года.

Задушив, сразу идет к настоятелю и обвиняет его в том, что по недосмотру в келье Филиппа было так жарко, что тот умер от угара. Тело быстро хоронят, и Малюта покидает монастырь.

-8

Годами позже, царь Федор Иоаннович, сын Ивана Грозного, приказывает перенести останки в Соловецкий монастырь. Народ обращает внимание, что мощи исцеляют, ползут слухи, Филиппа причисляют к лику святых

Царь Алексей Михайлович возвращает мощи обратно в столицу…

… Широкая, вытоптанная лошадьми дорога… Крестовская застава (сегодня Рижская площадь/площадь у Рижского вокзала).

-9

Много возов, то тут, то там – колодцы. Мужчины допивают чай в трактирах, а женщины – дома, затапливают печи, отчего дым валит по всей улице. Гремят подводы с товарами. Гудит, шаркает толпа богомольцев, идущих к Троице-Сергиевой Лавре. Отдохнувшие ночью на постоялых дворах, теперь они переодеваются в дорожное платье, переобуваются: снимают сапоги, в которых шли по городу, и надевают лапти.

-10

Но перед тем, как отправиться в Лавру, они прежде всего молятся у старинного Поклонного Креста. Молятся здесь и цари. Этот Крест стоит здесь уже много лет в память о великом событии – встрече царем Алексеем Михайловичем мощей святителя Филиппа Московского…

И сегодня мы помним и чтим Филиппа II Московского. Помним и про «Филькины грамоты».

-11

Крест в память о встречи мощей, которому поклонялись богомольцы, идущие в Лавру – уже второй, поставлен был чуть позднее отдельно у ямской заставы, которую народ сразу назвал Крестовской (сегодня Рижская площадь/площадь Рижского вокзала).

-12

Сегодня старинный Поклонный Крест хранится в часовне храма Знамения в Переяславской (старое название Крестовской) слободе, ему можно поклониться, как это делали наши предки.

-13