Сирийские Pz.Kpfw IV на учениях, 1960-е
В прошлом материале мы рассмотрели те пути, которыми Сирия брала на вооружение немецкие танки Второй Мировой – Pz.Kpfw IV. Таким образом, к середине 1960-х парк бронетехники арабской республики представлял собой смесь советских и немецких вооружений из 1940-х. С одной стороны – ничего удивительного: десятки стран эксплуатировали Т-34-85 и «Шерманы». Но их выпуск продолжался долгое время, а значит – с поддержкой и запасом запчастей проблем быть не могло. Другое дело – Pz.Kpfw IV, приобретенные в изначально плачевном состоянии. Запчасти к ним не производили, а ремонт производился благодаря «каннибализму» или использованию еще военных запасов.
Пролог – Битва за Воду
На самое деле, первое применение «четверок» случилось за три года до Шестидневной войны. В ноябре 1964 года начался очередной конфликт, вошедший в историю как «Битва за воду». Его целью был отвод сирийцами оттоков реки Иордан от Израиля, что повлекло бы дефицит воды в стране.
По каким-то причинам, для защиты рабочих на Голанских высотах, сирийцы выставили окопанные Pz.Kpfw IV – не самые совершенные машины. Вероятно, причиной был принцип «чего не жалко». Задача танков была одна – стрелять, а учитывая выгодную позицию – для этого хватило и устаревших танков. Первое столкновение с израильтянами случилось 3 ноября 1964 года. Рота «Центурионов» под командованием капитана Каплана должна была уничтожить окопанные сирийские танки и орудия, пока пехотинцы отвлекали основные силы противника. Но не задалось.
За час боя израильские танкисты израсходовали 90 снарядов, не повредив ни одной машины! При этом сами израильтяне потеряли 2 бронированных трактора и несколько солдат. Израильское командование справедливо признало это провалом, проведя серию нагоняев и учета ошибок. Теперь в том же районе Тель-Дана было собрано для атаки два взвода – один с танками Sherman M-51, второй – на «Центурионах» с новым 105-мм орудием L7.
Вторая атака началась в полдень 13 ноября. Время было выбрано неспроста – позиции сирийцев ослеплялись солнцем. Теперь израильтяне досконально знали баллистику новых орудий, а сама операция была спланирована до мелочей. С первых выстрелов «Центурионы» уничтожили два Pz.Kpfw IV и несколько огневых точек.
На этом участие «четверок» в этом конфликте было закончено. 20-летние машины выполняли свою задачу – до момента, пока противник не учел все ошибки. И тогда окопанные танки быстро превратились в статичную мишень.
Шестидневная война
Поражение в «Битве за воду» не добавило спокойствия в регион. На сирийско-израильской границе регулярно происходили столкновения разной степени интенсивности. Так, 7 апреля очередной обмен обстрелами привел к воздушному бою, в ходе которого пару сирийских МиГ-17 сбили над Дамаском. 13 мая советские дипломаты уведомили Египет о готовящемся нападении израильтян на Сирию. И, собственно, понеслось: 18 мая египтяне предложили наблюдателям ООН уехать в течение двух суток. А на следующий день сирийская армия была готова к бою в районе Голанских высот.
5 июня израильтяне решают нанести воздушный и наземный удар по территории Египта, Иордании и Сирии. Началась «Шестидневная война». На сирийском фронте израильтяне собрали 222 единицы бронетехники, включая танки Centurion, M-51HV Super Sherman со 105-мм французским орудием и AMX-13. На Голанских высотах им противодействовало 6 сирийских бригад, имевших на вооружении 201 танк (в том числе 25-30 Pz.Kpfw IV).
Израильтяне не спешили нападать на Голанские высоты, считая, что прорыв сирийской обороны будет стоить крупных жертв. Лишь после донесений разведки о деморализации сирийцев на фоне египетских неудач, Израиль решается на нападение. К слову, сообщения советских советников подтверждают сирийские настроения, говоря минимум об одной дивизии сирийцев, самовольно снявшейся с позиций.
После артиллерийских дуэлей и израильского авиаудара, который уничтожил большинство авиации Сирии, 9 июня началось наступление на Голанские высоты. Предрекая жестокое сопротивление, израильтяне пошли по наименее ожидаемому маршруту – по дуге вдоль ливанской границы. Здесь-то израильские танкисты снова увидели сирийские Pz.Kpfw IV.
Теперь у сирийских танкистов не было преимущества обороняющихся. Начался маневренный бой, в котором динамика, скорострельность и прицельные приспособления вышли на первый план. Израильтяне зашли в тыл сирийским подразделениям, а вскоре их атаковали и с запада силы, переведенные с Синайского фронта. За бой, продлившийся менее суток, сирийцы потеряли как минимум десять Pz.Kpfw IV. Большинство танков были уничтожены с воздуха, а последний был подбит огнем израильского «Супер Шермана» 10 июня 1967 года. Хотя, на фоне потери Голанских высот и большинства парка бронетехники, для Сирии это были мелочи.
Итоги
Шестидневная война стала последним случаем применения немецких танков Второй Мировой. Четыре машины израильтяне захватили в качестве трофеев, и вскоре они заняли место в музеях. Еще две машины использовались для оценки эффективности израильских боеприпасов. В тоже время, ни одна «четверка» не смогла подбить израильский танк. В составе сирийской армии после этого конфликта осталось не более двух десятков Pz.Kpfw IV в удручающем состоянии.
Несмотря на то, что не недостатки немецких танков стали причиной сирийских поражений, стало понятно – в сражениях Холодной войны не место устаревшим машинам. К 1973 году армия Сирии была реорганизована с помощью советских специалистов, и получила современное вооружение. К тому моменту необходимость содержать «четверки» отпала, и остатки танков утилизировали. Так завершился боевой путь немецкого танка, стартовавший в 1937 году.
Спасибо за внимание! По ссылкам ниже – первая часть материала, где описываются пути, которыми Сирия получила немецкие танки. Если текст Вам понравился – не забывайте поддержать его «пальцем вверх» и своей подпиской.
-Часть-1: Появление Pz.Kpfw IV в Сирии