Найти в Дзене

Обидели из PRINZIP’а или почему нужно быть аккуратнее с названиями

Оглавление

Почему-то мы часто не задумываемся над названиями чего-либо. Ну назвали так и назвали, какая разница, потом поменяем, делов то. Это неправильно. Названия — часть нашей жизни, нашей истории, нашего языка. Например, в лингвистике (языкознании) есть раздел, занимающийся названиями и именами — ономастика. Итак получилось, что в этой самой ономастике встречаются сомнительные доводы присвоения или трансформации имён. Иногда это вызывает раздражение. Зачем давать имя, связь которого с объектом почти нулевая. А раз я здесь развиваю архитектурную тему, то и поговорим о том, о чём поговорим.

Скажу сразу же, я ничего не имею против организации PRINZIP. Думаю, это прекрасная компания, в которой работают прекрасные люди, и всё такое. Просто здесь очень яркий пример, ибо много рекламы, много кто наслышан. Ну и может кто-нибудь из этой компании читает Акваланг — предотвратим будущие ошибки.

Начнём-с

В Екатеринбурге есть компания-застройщик, и имя ей PRINZIP-Недвижимость. Есть у них 2 проекта, что заставили меня написать эту статью — ЖК Малевич и ЖК Татлин (ЖК — жилой комплекс). Малевича все знают, некоторые знают Татлина. Между ними двумя есть кое-что общее, а именно авангардистское направление. Расскажу чуть-чуть о каждом.

Казимир Северинович Малевич (1879 — 1935)

Автор знаменитого «Черного квадрата» не сразу пришёл к авангарду, пробуя себя в модернистских направлениях — экспрессионизме и кубизме. Написал большое количество сочинений, ибо теоретик искусства. Малевич настаивал на форме и цвете. А его способ получения цветов по сей день помогает отличить оригинал от подделки.

Владимир Евграфович Татлин (1885 — 1953)

Башня III Интернационала должна была стать символом коммунизма
Башня III Интернационала должна была стать символом коммунизма

Если кратко — автор нереализованных проектов, ставших символами архитектурного авангарда и прародителями конструктивизма. Большой противник Малевича, он связывал искусство с жизнью, предлагая «ставить глаз под контроль осязания», то есть выдвигать на первый план материальную культуру. Его концепция предполагала проектирование целостной предметно-пространственной среды, сочетающей в себе различные аспекты жизни нового человека в новом обществе нового мира.

Итак, более-менее Вы понимаете, кто эти люди. Теперь рассмотри ЖК, названные именами авангардистов.

ЖК Малевич

-3

Пять высокоэтажных ярких домов, два семиэтажных паркинга. Примерно так описано на сайте PRINZIP’а. Казалось бы, всё здорово — акцент на цвет, как и завещал Казимир Северинович. Но дьявол скрывается в деталях… Чтобы получить определённый цвет, Малевич использовал наложение одного цвета на другой. Здесь же представлены какие-то яркие (отчасти пошлые, на мой взгляд) цвета, которые «намазюкали» на разные стороны белых коробок. Сомневаюсь, что такие цвета получились бы наложением одного цвета на другой. Я не прошу, чтобы PRINZIP использовал методику Казимира Севериновича, просто цвета подбирать с умом надо. И да, именно белых коробок. Высокие белые параллелепипеды, с некоторыми выступами-балконами. Видел бы это (блогер-урбанист) Илья Варламов… Хотя, скорее всего, он это видел, когда приезжал в Екатеринбург. Потому что это невозможно не заметить. Как только оказываешься в северной части города, эти пять ярких и одновременно белых коробки вылезают перед глазами.

-4

ЖК Татлин

Только строящийся проект, включающий в себя три башни. Опять же, вроде всё прекрасно: отдельная предметно-пространственная среда и использование различных материалов. Однако использование этих материалов стремится к единице, ибо окрашивание разными цветами бетона и разные материалы — немного не одно и то же. Другая проблема жилого комплекса скрывается в однотипности этих башен. Да и в том, что это башни. Башни, которые будут вылезать среди малоэтажных построек, как только появишься в Заречном. Варламов либо икает, либо переворачивается в месте своего пребывания.

-5

Общий вывод

С моей точки зрения, нельзя было называть эти комплексы именами Малевича и Татлина. Да, можно сказать, застройщик соблюдал некоторые особенности авангардистов. Однако, это больше напоминает на плохую китайскую подделку из 2000-х. PRINZIP упустил саму суть концепций Малевича и Татлина. Однотипные дома, что в одном, что в другом ЖК — одна из главных проблем застройщика, эта однотипность не соответствует ни Малевичу, ни Татлину. А всё дело в многоэтажности: высотные дома всегда были, есть и будут сложны в правильном оформлении. Да и мировой опыт показывает, что они пригодны только под офисные помещения, бизнес-центры и государственные структуры. Высотки холодны и неуютны, со временем превращаются в гетто, ибо много народа, а значит появляются чувства безнаказанности и безответственности. Но статья не об этом. Я всего лишь хочу сказать, что присвоение имён авангардистов этим ЖК выглядит то ли плохой шуткой, то ли кощунственной насмешкой и вызывает боль в моём сердце (знаю, знаю, слишком высоко звучит).

А напоследок я скажу...

Скажу то, о чём говорил в начале: прежде чем давать какие-либо знаменитые имена, надо подумать, есть ли соответствие между названием и объектом. Иначе получится то, что получилось у PRINZIP’а. Собственно, сама статья была посвящена не определённым жилым комплексам, а явлению несоответствия названий и их носителей (на случай, если меня обвинят в рекламе). Не хочу, чтобы в ономастике было ещё больше абсурда. Да и на сегодняшний день эта тема более, чем актуальна. Привет, аэропорт Кольцово имени …