Найти в Дзене

Юзабилити «на максималках» — 3 правила цепляющего текста

Оглавление

Рассказываем о правилах успешной борьбы за внимание читателя с помощью грамотной структуры текста.

Что вы найдёте в этой статье:
— Портрет типичного читателя в интернете;
— Правило 1. Ода абзацам;
— Правило 2. Почему все любят списки;
— Правило 3. Когда 10 секунд — это слишком много. Цепляем с первого взгляда.

Раньше пресса была единственным источником информации, поэтому добиться внимания читателя было легко. Его не отвлекали постоянные смс-ки, всплывающая реклама и не смущало, что текст «немного по-дебильному написан», ведь эта газета — единственное, что позволит ему быть «в теме» происходящего.

Сейчас всё по-другому:
Если ваш текст написан скучно — читатель просто пойдёт читать на другой сайт.
Если вы льете много воды — читатель просто пойдёт читать на другой сайт.
Если вы пишите сложно и ваш текст тянет скорее на научную диссертацию — читатель просто пойдёт читать на другой сайт.

А еще читатель уйдет на другой сайт, если ему придет сообщение ВКонтакте или он увидит всплывающее окно с текстом: «ШОК! Ваши волосы будут расти в 2 раза быстрее, если вы...»

Журналист, копирайтер или блогер — все ведут борьбу за одно — удержать внимание читателя. Если вы всё еще тут, то у меня получилось. А если получилось у меня, то получится и у вас. Нужно только тренироваться и иногда заглядывать в эту памятку, пока все правила из нее не будут выполняться автоматически.

Портрет читателя в интернете

Чтобы эффективно бороться с «врагом», нужно знать его в лицо. Так какой же он, современный читатель?

— Его внимание рассредоточено;
— Он пришел в интернет получить информацию БЫСТРО и НЕ ЗАТРАЧИВАЯ СИЛ;
— Одного сообщения в мессенджере достаточно, чтобы его фокус внимания переместился.

Короче говоря:
У вас есть пара секунд, чтобы заинтересовать читателя, и всего один шанс, чтобы его удержать.

Правило 1.
Детка, у тебя нет шансов пройти мимо: цепляем с первого взгляда.

Итак, у вас есть пара секунд, чтобы заинтересовать аудиторию. Как это сделать?
Представим, что платформа, на которой вы публикуете тексты, это кондитерский магазин. На витринах сотни видов конфет разных форм, размеров и состава. Не будем лукавить, каждый будет выбирать конфету по оболочке, по названию и только потом уже перейдёт к ее составу.

Чтобы читатель дошел до «состава» вашего текста, его должны зацепить несколько факторов:
Заголовок — по аналогии обертка конфеты;
Лид — это то, из чего сделана конфета (карамельная или леденец), основное свойство, описание.

1) Яркий заголовок
Сделать крутой заголовок сложно. Именно его первым видит читатель и, если от ним веет лишь скукой, даже не надейтесь, что ваш текст прочитают.

Яркий заголовок — это заголовок...
— Построенный на конфликте (потому что читатель хочет погорячее!);
— Построенный на парадоксе (потому что читателю интересно, почему вы написали такую несуразицу);
— построенный на вопросе (потому что читатель хочет узнать ответ).

2) Успешный лид
Лид (проще говоря вводка) удерживает внимание читателя и дает понять, зачем ему читать ваш текст.

Основные задачи лида:
— В двух словах рассказать о чем текст;
— Убедить читателя, что тема, поднятая в тексте, будет актуальна для вас;— Объяснить зачем читать ваш текст.

В двух словах: Заголовок и лид — не абы что. В большинстве случаев именно от них зависит будет ли ваш текст прочитан. Учитесь делать яркие, броские заголовки, которые будут цеплять читателя, увлекать его к дальнейшему прочтению, интриговать, побуждать и продавать ваш текст.

Правило 2. Ода абзацам

Взгляните на 2 текста. Можете не читать, просто взгляните:

1

Детство каждого из нас было абсолютно «испорчено» сказками. Каких только рассказов мы ни слышали. А как часто представляли, что попадем в эту самую историю. Но представляли ли мы, что можем переместиться во все сразу сказки? И что не все их герои и сюжеты будут добрыми? Мы выросли, и пришло время узнать правду. В этом помогут цитаты из Алисы в Стране Чудес. Их волшебство не померкло с годами. Напротив, набрало силу и опыт и теперь легко и беззастенчиво очаровывает нас. Что сделало путешествие Алисы таким увлекательным, а для нас полезным и интересным: самые неожиданные знакомства; мир сказок удивил девочку; правила, что придумала себе Алиса; мудрость Кота, который умеет улыбаться. И, несмотря на то, что Льюис Кэрролл свою «невымышленную» историю представил как сон своей крохотной племянницы, в нее так хочется верить. И, кажется, что эта сказка больше предназначена для более взрослых людей. В ней столько тайн, что их разгадывать можно бесконечно. Многие фразы стали крылатыми и сопровождают нас всю жизнь. Все цитаты Алиса в Стране чудес хорошо знакомы и часто встречаются. Вот только их волшебство по-прежнему явно, ведь в разном возрасте они воспринимаются по-новому.

2

Детство каждого из нас было абсолютно «испорчено» сказками. Каких только рассказов мы ни слышали. А как часто представляли, что попадем в эту самую историю. Но представляли ли мы, что можем переместиться во все сразу сказки? И что не все их герои и сюжеты будут добрыми?

Мы выросли, и пришло время узнать правду. В этом помогут цитаты из Алисы в Стране Чудес. Их волшебство не померкло с годами. Напротив, набрало силу и опыт и теперь легко и беззастенчиво очаровывает нас.
Что сделало путешествие Алисы таким увлекательным, а для нас полезным и интересным: самые неожиданные знакомства; мир сказок удивил девочку; правила, что придумала себе Алиса; мудрость Кота, который умеет улыбаться.
И, несмотря на то, что Льюис Кэрролл свою «невымышленную» историю представил как сон своей крохотной племянницы, в нее так хочется верить. И, кажется, что эта сказка больше предназначена для более взрослых людей. В ней столько тайн, что их разгадывать можно бесконечно.

Многие фразы стали крылатыми и сопровождают нас всю жизнь. Все цитаты Алиса в Стране чудес хорошо знакомы и часто встречаются. Вот только их волшебство по-прежнему явно, ведь в разном возрасте они воспринимаются по-новому.


Какой вам хочется прочитать больше? Дайте угадаю... второй?
Два этих текста абсолютно одинаковы. Разница лишь в том, что первый представляет из себя бетонную стену, которую, кажется, невозможно преодолеть, а второй линейно разбит на несколько небольших барьеров.

Второй текст читать и воспринимать гораздо легче, чем первый. Я думаю, что вы смогли ощутить это на себе.

В двух словах: разбивая текст на абзацы, вы увеличиваете шанс того, что читатель его не пролистает в своей ленте.

Правило 3. Возлюби списки.

Всё дело опять же в структуре текста. Списки мы пишем перед походом в магазин или поездкой на море, чтобы не забыть самое важное. Список подсознательно воспринимается для усвоения информации легче.

Когда читатель видит заголовок «3 правила успешной торговли» или «5 лучших книг осени», то перед ним сразу появляется красиво структурированный текст, разбитый по пунктам, его будет легко и удобно читать и, возможно, даже не придётся много думать. Обычное юзабилити и правило привлечения внимания: хотите, чтобы вас текст прочитали? Разбейте его по пунктам!

В двух словах: текст, разбитый на пункты, умелой рукой автора превращенный в список или пронумерованную последовательность, нравится читателю больше, так как по сути выполняет всю работу за мозг вашего читателя — раскладывает текст по полочкам.

В завершение:

Ни один совет, красиво запакованный в грамотно сложенные предложения не принесет пользы, если не будет отточен до совершенства. Практикуйся!