Найти в Дзене
Заметки на бегу

Мы восторженно плакали и душераздирающе смеялись...

Под окошечком маленькой кухоньки за уютным столом, покрытым вышитой скатертью, где живописно расположились узорный чайник, исходящий горячим, ароматным паром, ажурное блюдо с плюшками и конфетница, полная сластяшек, чаёвничали ввечеру добрые подруженьки, кумушки Фёкла да Евдокия, отмечая очередное окончание трудовой недели. Давно уж было у них заведено субботним вечером после баньки заварить доброго чаю с малиновыми листочками и шиповником, напечь домашних плюшек и посидеть-поболтать о том о сём, новости обсудить, посудачить всласть.

- Тук-тук, соседушки! Вечеряете, красавицы? Нате-ко меня к себе в компанию! - в кухоньку заглядывал улыбающийся Герасим. В руках большой красивый торт с кремовыми завитушками. - Не обессудьте, что без приглашения, коли не ко двору, так я дальше пойду, а то посумерничаем вместе, а?

- Авось не пожалеем тебе чашки чаю-то, - прищурилась Евдокия, - Вон ты мзду какую притащил, только посмотришь - уже бока пухнут.

Феклуша подала блюдо, торт был торжественно водружен на него и разрезан.

- А по какому случаю сия фиеста произошла, голубчик? - полюбопытствовала Евдокия. - На такие торты просто от скуки не тратятся, праздников, вроде, нынче нету, если только ты в святцах углядел?

- У меня сегодня свой праздник. Новую жизнь скоро начинаю, девоньки, - неспешно сообщил с важным видом Герасим, прихлёбывая обжигающий чай из белой чашечки. Откусил от пышного куска аппетитного десерта и удовлетворённо покивал головой - удался тортик.

- Господи, ну что ты за человек, Герасим! - всплеснула руками Феклуша. - Не наводи тень на плетень, расскажи толком уже!

- Ну, вы совсем за новостями не следите что ли, - щурился сосед, - нынче дума наша закон о самозанятых одобрила в первом чтении, вот я с первого января теперь бизьнесьменом решил заделаться! На работу меня уже не берут, то старый слишком в свой полтинник, то здоровья не хватает вкалывать как битюг, так вот я теперь сам себе работу добуду.

- Ох, удивил! Семён Кузьмич вон давно сам себе зарабатывает, деревянную посуду делает, - пробубнила набитым тортиком ртом Фёкла и подхватила пальчиком кусочек кремовой розочки с кусочка, который держала в руке.

- Кузьмич уже не зарабатывает, а с налоговой беседует а предмет того, занимается ли он незаконной предпринимательской деятельностью, или ему 13% с полученного дохода заплатить, чтобы от него отвязались, - хохотнул Герасим, - а мне ж эти проблемы зачем? Я по закону хочу, чтоб ночью в холодном поту не просыпаться.

- Ничего, Кузьмич отбрешется, то, что он им с самодельным бочонком под руку попался ещё не предпринимательство, пусть докажут, что он этим постоянно занимается с целью получения систематического дохода, - авторитетно заявила подкованная Евдокия, - вот потом, правда, он всё равно уже на заметке будет, это точно. А ты-то что предпринимать вознамерился, а, Герасим? У нас же только в нянечки податься можно или в репетиторы, ну уборкой заняться - нешто ты в няньки определиться решил, подгузники менять?

-Зачем подгузники? Я соседям по участкам огород вскопать могу, подмести, дров наколоть, сена накосить, сарай разобрать - это помощь в ведении домашнего хозяйства, вот и самозанятость. За то я буду 4% налога платить с того, что заработал - и всё, больше ничего не должен, и ни за что волноваться не надо. Ты вот, Фёкла, с зарплаты 13% налога платишь, на профсоюз с тебя вычитают, хоть ты от него ничего не видела, да ещё за тебя пенсионный и медицинскую страховку отчислить надо. И ты, Евдокия, год только начался, ещё не заработала ничего, а государству уже должна - и в ПФР заплати, и на ОМС заплати, даже если не работала вовсе, да кассу обслуживай, да банку за то, за сё, за это от всего отщипывай... И отчитаться не забудь вовремя, не то накажут! Одни нервы. Сама-то не думала в самозанятые податься?

- Не трави душу, сосед, - отмахнулась Евдокия. - Надоело всё. Правду говоришь, одни нервы. И всякий раз ждёшь: что ещё придумают, что опять на голову свалится? Меня уж и Феклуша к себе звала, говорит, место наклёвывается... Деньги те же, только отработал - и забыл, ни тебе нервотрёпки, ни проверок, ни налоговой, ни про новшества всякие голова не болит.

- Я тебе больше скажу, кума. Вот у тебя ребятишек двое и у Фёклы тоже двое, только ей положен налоговый вычет на детишек, а тебе нет. И за дорогостоящее лечение, и за обучение, если ты детишек будешь платно учить, или сама учиться надумаешь, вычет не положен - ты ж ИПэ на упрощёнке! А то, что разницы меж вами нет, доходы одинаковые, а ты ещё и растишь детей без папы - кому ж наверху интересно? И где ж тут справедливость? Бросай ты это ИПэ, айда со мной в самозанятые.

Евдокия смотрела в остывающий чай, словно на дне чашки прятался правильный ответ на все её вопросы.

- Не знаю, Герасим. Вроде как и здорово всё придумано, как ты рассказываешь, да что-то верится плохо. Не бывает у нас, чтобы для людей так просто было... Ну, или долго не бывает.

- Да уж, - поддакнула Фёкла, - завсегда где приманка положена - там и ловушка подставлена. Лучше, Дуня, иди ко мне устраиваться, покуда случай подоспел, тоже уж не девчонка, ещё годка три-пять, а там и на работе салазки начнут заворачивать: что старовата тебе в глаза не скажут, страшно теперь про возраст в слух-то, а ну ты пожалуешься! А вот требования немыслимые выкатить - например, окна мыть в прыжке ногой или за станком на шпагате работать - это придумают, сама откажешься.

- Вот тогда я и пойду как сосед в самозанятые! - расхохоталась Евдокия - Буду подгузники в прыжке менять! Где наше не пропадало?

Они пили чай с плюшками и душераздирающе смеялись, а октябрьское небо восторженно плакало за окном холодными осенними слезами...

-2