- Сегодня каждый русскоязычный житель планеты знает о том, кто такие Чукчи. О них сочиняли множество анекдотов, а сами чукчи закрепились в сознании людей, как необразованные и дикие люди, практически неспособные выживать в современном цивилизованном мире. Однако, мало кто помнит о том, что в свое время этот народ являлся величайшим воинственным народом севера. Одурманенные снадобьем из мухоморов чукчи наводили ужас на колонизаторов, пришедших на их земли, а их воинская доблесть и абсолютное безразличие к своей собственной жизни оборачивали в бегство армии хорошо вооруженных колонизаторов.
- Самобытные обычаи и военная подготовка
- Военная приемка
"...Воины-транссексуалы, кастрация оленей зубами, допинг из мухоморов и мочи воинов... В их культуре действительно немало странных и спорных обычаев..."
Сегодня каждый русскоязычный житель планеты знает о том, кто такие Чукчи. О них сочиняли множество анекдотов, а сами чукчи закрепились в сознании людей, как необразованные и дикие люди, практически неспособные выживать в современном цивилизованном мире. Однако, мало кто помнит о том, что в свое время этот народ являлся величайшим воинственным народом севера. Одурманенные снадобьем из мухоморов чукчи наводили ужас на колонизаторов, пришедших на их земли, а их воинская доблесть и абсолютное безразличие к своей собственной жизни оборачивали в бегство армии хорошо вооруженных колонизаторов.
Самобытные обычаи и военная подготовка
Воины чукчей считались свирепыми, широкоплечими воинами, не знали усталости и трусости, не терпели обмана, не считались с собственной жизнью и шли до конца в битве. Нередко могли покончить жизнь самоубийством нежели сдаться в плен или быть унизительным способом убитыми врагом. Так о них писали современники, многие из которых и погибли от их рук в снежной пустыне или глухой тайге.
Сами чукчи делились на два народа. Первые были кочевниками и оленеводами, вторые - оседлыми охотниками и рыболовами, как правило, вторые проживали в прибрежной зоне. Оседлые чукчи считались более слабым и нежным народом, а кочевники являлись самыми сильными воинами. Но при этом их различия не мешали им объединяться и совершать морские набеги на эскимосов. Так же, в случае морского нападения колонизаторами оба племени объединялись и вставали на защиту. На военную службу в этом случае призывались все мужчины без исключений, даже против воли самого призывника.
Интересным является тот факт, что чукчи часто встречались с эскимосами для того чтобы торговать. Но перед торговлей, заведомо зная о том, то может возникнуть конфликт, они приносили в жертву двух оленей и от того, как упадет первый олень (в какую сторону) зависело, какое племя нападет первым в случае ссоры.
У кочевых чукчей была своя система подготовки и тренировок, а так же были свои боевые искусства и спортивные состязания. С детства чукча кочевник тренировался в беге, соревнуясь с оленем, учились бороться, убивать копьем и ножом, стрелять из лука. А выпас оленей воспитывал в мальчиках выносливость и длительные нехватки еды и питья, таким образом к пятнадцати годам из мальчика вырастал стойкий воин и крепкий мужчина, способный защитить себя и свой народ.
В конце подготовки воина, мальчики сдавали экзамены, после которых они либо считались полноценными воинами и мужчинами, или умирали. В бою чукчи были настолько ловкими, что могли уворачиваться от стрел. Такую ловкость воспитывали с раннего детства. Отец подкрадывался к сыну и прижигал раскаленным ножом кожу. Так продолжалось до тех пор, пока мальчик не учился чувствовать опасность и отпрыгивать в сторону. На финальном испытании отец стрелял из лука в спину сыну. Сын либо уворачивался, либо умирал от раны. Таким образом выживали только сильные и способные защитить свой народ юноши.
Военная приемка
Чукчи, которые вели оседлый образ жизни совершали набеги на соседствующие с ними американские коренные народы (эскимосы) на небольших лодках "байдарах". Кочевые же чукчи вели набеги по суше и грабили в основном коренные народы крайнего севера на нашем материке. Как правило, чаще всего грабили зимой, когда скорость передвижения в разы увеличивалась и появлялась возможность использовать запряженные в оленьи упряжки нарты. Нападали ночью, с помощью аркана сваливали яранги (жилища из жердей и шкур) и сквозь шкуры наносили удары копий по ничего не подозревающим и мирно спящим людям. После чего угоняли оленьи стада и растворялись в снежной степи.
С казаками воевали хитростью. Осаждать крепости и брать измором чукчам было ни к чему, вокруг и так снежная пустыня или тундра. На крепости нападали маленькими отрядами и притворно пускались в бегство, заманивая силы казаков в ловушку. Тактика, успешно применяемая Чингисханом нашла себе применение не только в рядах его орды.
Арсенал и навыки ведения войны
Для выживания в тундре самым важным навыком было умение владеть копьем и луком. Помимо битвы эти два приспособления использовались на охоте. Наконечники изготавливались из кости или камня, а с приходом русских и из железа.
Войско чукчей делилось на тяжелых и легких воинов. Тяжелые были закованы в доспехи и вооружены луками, после стрельбы из лука тяжелые воины шли в рукопашную. Легкие воины уворачивались от стрел и догоняли бегущих врагов. Первоначально доспехи чукчи изготавливались из кисти кита или из китового уса, позднее, с приходом русских - из металла. Китовые доспехи были такого качества, что огнестрельное оружие редко наносило урон.
В качестве защиты использовались крылья, которые крепились на спине и защищали затылок и спину от стрел. Нарты использовались в качестве колесниц, с них вели плотный огонь из луков, а запрягали в них, как правило, пару холощенных оленей. Обряд кастрации оленей у чукчей так же был весьма самобытным. У живого молодого оленя отгрызалось одно яичко зубами или же перегрызались зубами канальца. Отгрызенное яичко считалось самым вкусным и полезным лакомством и его отдавали наиболее почитаемому старцу или дорогому гостю.
В сражениях участвовали молодые амбициозные воины (как правило юноши или мужчины), почетным для которых считалось показать всем соплеменникам свое превосходство и заявить о своем статусе в племени. поднимать руку или, тем более оружие на женщин было позорно и неприемлемо для мужчин, но бывало, когда в семье погибали все мужчины, женщины могли тренироваться и участвовать в набегах наравне с другими воинами.
Очень самобытным в жизни чукчи была вера в духов. Дело в том, что духи могли нашептать человеку о смене пола и мужчина начинал подражать женщине, менять голос и одежду, а в отдельных случаях и оказывать интимные услуги другим мужчинам, а женщина, сменившая по велению духов пол выполняла всю мужскую работу и считалась полноправным мужчиной и воином.
Отношение чукотских воинов к смерти
Чукчи верили, что после смерти они попадают в лучший из миров к духам и предкам, поэтому особого страха перед смертью никогда не испытывали. Погибнуть в бою, как и у викингов, у чукчей считалось почетным и святым делом, а поверженный в бою воин мог легко попросить врага или соплеменника добить его, нежели жить с позором. Старые и немощные старики так же по их просьбам могли быть убиты родственниками.
Историки и полководцы Российской империи неоднократно писали, что чукчи вели себя весьма странно в глазах современников и могли совершить самоубийство из-за сущего пустяка, например из-за невыгодной сделки.
В качестве допинга перед битвой чукчи съедали по одной шляпке мухомора. В небольших количествах этот гриб стимулировал нервную систему и воин становился менее восприимчивым к боли и усталости. Самым почетным средством стимуляции считалось выпить несколько глотков мочи воина, съевшего шляпку мухомора. Все вредные вещества впитал организм съевшего, а активные вещества сохранялись в моче.