28 октября 2018 — особая дата для истории джаза в России: ровно 100 лет назад родился один из важнейших бэндлидеров советской джазовой истории — Иосиф Вайнштейн (1918-2001). Ветеран ленинградской джазовой сцены к моменту начала выхода нашего издания, отмечающего в эти дни своё 20-летие, уже жил на покое в Торонто (Канада), но как раз 20 лет назад отмечалось его 20-летие... а ещё через три года, 1 сентября 2001, Вайнштейн ушёл из жизни, и мы снова писали о нём. Вспоминая легендарного музыканта, давайте перечитаем сегодня фрагменты из наших тогдашних публикаций!
Наталья Сидельникова, 1998. Из очерка «80 лет Иосифу Вайнштейну»
опубликовано «Джаз.Ру» почти ровно 20 лет назад, 3 ноября 1998
...Родился Иосиф Владимирович на Украине, в Белой Церкви (откуда, кстати, родом были и родители Бенни Гудмана. — Ред.), а в 1931 году семья приехала в Ленинград, где юный Ося разу же стал учиться музыке. Свою музыкальную карьеру Иосиф Вайнштейн начал... на крейсере «Аврора», где, будучи на действительной военной службе, состоял матросом-трубачом музыкальной команды. В 1937 году он поступил в музыкальное училище им. Мусоргского и уже в 1938 создал свой джаз-оркестр, с которым выступал на танцах в гостинице «Европейская». В 1942 году он становится капельмейстером военного оркестра в Кронштадте, а в начале 1945 года — военным дирижером оркестра ВВС Балтийского флота в Таллине.
После демобилизации, вернувшись к своей работе в «Европейской», Вайнштейн создаёт новый джаз-оркестр, но затем вновь призывается на военную службу, где становится дирижером оркестра Нахимовского училища и руководит им с большим успехом, даже получая очередные воинские звания. В 1952 году по сфабрикованному обвинению он оказывается сначала в «Крестах», а потом и в лагере, где проводит два с половиной года. Но заключение не сломило неукротимую силу воли музыканта. Он нашёл в себе силы подняться и снова вернуться к любимому делу.
В 1955 году на базе Ленгосэстрады создается новый джаз-оркестр, который выступает в различных дворцах культуры Ленинграда: ДК 1-й Пятилетки, ДК Ленсовета и ДК им. Горького. В 1958 году начинается новая эра оркестра Вайнштейна. Почти полностью меняется состав и репертуар. Именно в те «золотые» для оркестра годы (конец 50-х — начало 60-х) в его составе последовательно появляются такие музыканты, как Жорж Фридман, Геннадий Гольштейн, Константин Носов, Алексей Канунников, Игорь Петренко, Фридрих Запольский, Давид Голощёкин, Ярослав Янса, Станислав Стрельцов, Валерий Милевский — этот список можно продолжать. А ведь взять на работу многих из этих людей в то время требовало немалого гражданского мужества.
СЛУШАЕМ: Джаз-оркестр Иосифа Вайнштейна «Я шагаю по Москве», 1966 (музыка Андрея Петрова, обработка Геннадия Гольштейна)
Большую часть обновлёенного репертуара оркестра составляла настоящая джазовая музыка в инструментовках ведущих солистов оркестра. Признанным лидером среди инструментовщиков стал Геннадий Гольштейн, он же выполнял функции концертмейстера оркестра. Популярность оркестра росла молниеносно. Люди приходили не только танцевать, но и слушать музыку. Билеты раскупались сразу же после открытия кассы. Это был период взлёта. В 1959 году на фирме «Мелодия» вышла первая пластинка биг-бэнда. В обход существующих тогда правил, чтобы записать на пластинку американскую музыку приходилось изменять названия и авторов композиций. Так, например, композитор Стэн Кентон стал Станиславом Канецким, а трек «American Patrol» стал называться «Дозорный». А оркестр продолжал жить своей жизнью — менялись музыканты (в оркестр пришли саксофонист Всеволод Левенштейн, впоследствии известный как Сева Новгородцев, и тромбонист-виртуоз Александр Морозов), за взлётами следовали закономерные падения.
В 1962 году после выступления оркестра на пленуме Союза композиторов последовала разгромная статья в газете «Правда». А дальше всё пошло по советской системе, и оркестр был буквально вынужден уйти в подполье. Однако он очень скоро возродился при поддержке Андрея Петрова, Леонида Утёсова, Андрея Эшпая, Александра Колкера и руководителей Ленконцерта. Тогда же, в начале 60-х годов, судьба свела оркестр с музыковедом Владимиром Фейертагом, вместе с которым был организован целый цикл лекций-концертов о джазе.
СЛУШАЕМ: Джаз-оркестр Иосифа Вайнштейна «В ритме века», 1971 (на основе темы The Young Holt Trio «Wack Wack»)
В 1968 году оркестр переходит на гастрольный режим работы, который продолжался до 1975 года. Сотни городов от Мурманска до Дальнего Востока, Украина, Белоруссия, Грузия, Крым, Прибалтика и Средняя Азия восторженно принимали музыкантов. Но гастрольная жизнь — тяжёлый труд. Руководитель коллектива из 44 человек, у каждого из которых свой характер и своя жизнь, несет огромную ответственность. К окончанию гастрольного периода оркестра за плечами у его руководителя был не только всенародный успех, но и два инфаркта.
Последним творческим детищем Вайнштейна в нашей стране стало создание на базе большого джаз-оркестра варьете в гостинице «Ленинград». В этот период у него играли Олег Кувайцев и Владислав Панкевич (ныне «Ленинградский диксиленд»), Михаил Костюшкин. Но здоровье руководителя продолжало ухудшаться, последовал третий, а затем и четвёртый инфаркты. И тогда было принято нелегкое решение об отъезде. В 1983 году семья Вайнштейнов эмигрировала в Канаду...
Однако ностальгия сопровождает любого человека вдали от родины. А тем более человека, прожившего в родной стране такую богатую событиями жизнь. И, как следствие ностальгии, у супругов Вайнштейнов возникла мысль о праздновании 80-летия Иосифа Владимировича в родном Ленинграде. Осенью 1997, узнав о концертах Давида Голощёкина в Нью-Йорке, Иосиф Владимирович специально прилетел туда, чтобы не только послушать своего ученика, но и поговорить о возможности организации своего юбилея в Филармонии джазовой музыки. Естественно, ответ питерского джазового маэстро, который до сих пор с гордостью несет звание «вайнштейновца», мог быть только положительным. И через год по приглашению Филармонии джазовой музыки Иосиф и Нинель Вайнштейны прилетели в Санкт-Петербург...
Из публикаций «Джаз.Ру» от сентября 2001 г. после ухода Иосифа Вайнштейна из жизни
Владимир Фейертаг
Умер Вайнштейн. Можно по-разному относиться к этому человеку, но нельзя было не восхищаться его энергией и преданностью джазу. Он мог безбедно прожить без этих хлопот — сколотить оркестр для какой-нибудь вокалистки и зарабатывать большие деньги, мог быть талантливым менеджером, хорошим военным дирижёром, но он не побоялся связаться с весьма сомнительными питерскими ребятами, полу-стилягами, полу-диссидентами, и взять под защиту ту музыку, которую сам играть не мог (сравним, Эдди Рознер такого не потерпел). А для тех, кто не знал всей этой кухни, Вайнштейн был символом. Это была питерская достопримечательность, некий островок художественного вольнодумства. Его бесконечно прижимали, унижали, а он неутомимо искал компромиссы, скрупулёзно выискивая в среде современных композиторов и чиновников сочувствующих и лояльных, фрондирующих и порядочных. Несомненно, оркестр Вайнштейна был самым стильным в 1959-67 годах. Может быть, не самым профессиональным, по набору музыкантов, но самым американизированным. Я бы не назвал Вайнштейна «Русским Гудманом» — во-первых, кларнет в оркестре никогда не звучал по-настоящему, а во-вторых — Вайнштен не был первопроходцем. Лундстрем заиграл настоящий свинг раньше, да и роль его в отечественном джазе значительнее, потому что он появился в 1957 году в столице и концертировал по всей стране. Вайнштейну была отведена роль «теневого кабинета», но (давайте признаемся в этом) нас-то больше всего привлекало всё неофициальное. Упорство Вайнштейна, его авторитет, а также некоторое желание Ленинграда быть чуть-чуть самостоятельным помогли запустить на советский рынок пластинки замечательного оркестра (пусть и не идеально звучащие). И, видимо, жизненные дороги Гольштейна, Носова, Голощёкина, Севы Новгородцева (Левенштейна), Канунникова и даже моя собственная могли бы быть иными, если бы не Вайнштейн...
ИЗБРАННАЯ ДИСКОГРАФИЯ ИОСИФА ВАЙНШТЕЙНА
1968 — Джаз-оркестр И. Вайнштейна (ВФГ Мелодия, Д-10879)
1971 — Джаз-оркестр И. Вайнштейна (ВФГ Мелодия, СМ-02823)
1973 — Джаз-оркестр И. Вайнштейна, в экспортном варианте Leningrad Jazz Orchestra (ВФГ Мелодия, СМ-03841)
1978 — Джаз-оркестр И. Вайнштейна. Записи 1959 г. ( ВФГ Мелодия, С60-11007)
СЛУШАЕМ: Leningrad Jazz Orchestra «Полёт Во Вселенную», 1973
Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх справа внизу) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!