Найти в Дзене
Джаз.Ру

Столп ленинградского джаза — бэндлидер Иосиф Вайнштейн. К 100-летию со дня рождения

Оглавление

28 октября 2018 — особая дата для истории джаза в России: ровно 100 лет назад родился один из важнейших бэндлидеров советской джазовой истории — Иосиф Вайнштейн (1918-2001). Ветеран ленинградской джазовой сцены к моменту начала выхода нашего издания, отмечающего в эти дни своё 20-летие, уже жил на покое в Торонто (Канада), но как раз 20 лет назад отмечалось его 20-летие... а ещё через три года, 1 сентября 2001, Вайнштейн ушёл из жизни, и мы снова писали о нём. Вспоминая легендарного музыканта, давайте перечитаем сегодня фрагменты из наших тогдашних публикаций!

Иосиф Вайнштейн
Иосиф Вайнштейн

Наталья Сидельникова, 1998. Из очерка «80 лет Иосифу Вайнштейну»

опубликовано «Джаз.Ру» почти ровно 20 лет назад, 3 ноября 1998

...Родился Иосиф Владимирович на Украине, в Белой Церкви (откуда, кстати, родом были и родители Бенни Гудмана. — Ред.), а в 1931 году семья приехала в Ленинград, где юный Ося разу же стал учиться музыке. Свою музыкальную карьеру Иосиф Вайнштейн начал... на крейсере «Аврора», где, будучи на действительной военной службе, состоял матросом-трубачом музыкальной команды. В 1937 году он поступил в музыкальное училище им. Мусоргского и уже в 1938 создал свой джаз-оркестр, с которым выступал на танцах в гостинице «Европейская». В 1942 году он становится капельмейстером военного оркестра в Кронштадте, а в начале 1945 года — военным дирижером оркестра ВВС Балтийского флота в Таллине.

После демобилизации, вернувшись к своей работе в «Европейской», Вайнштейн создаёт новый джаз-оркестр, но затем вновь призывается на военную службу, где становится дирижером оркестра Нахимовского училища и руководит им с большим успехом, даже получая очередные воинские звания. В 1952 году по сфабрикованному обвинению он оказывается сначала в «Крестах», а потом и в лагере, где проводит два с половиной года. Но заключение не сломило неукротимую силу воли музыканта. Он нашёл в себе силы подняться и снова вернуться к любимому делу.

В 1955 году на базе Ленгосэстрады создается новый джаз-оркестр, который выступает в различных дворцах культуры Ленинграда: ДК 1-й Пятилетки, ДК Ленсовета и ДК им. Горького. В 1958 году начинается новая эра оркестра Вайнштейна. Почти полностью меняется состав и репертуар. Именно в те «золотые» для оркестра годы (конец 50-х — начало 60-х) в его составе последовательно появляются такие музыканты, как Жорж Фридман, Геннадий Гольштейн, Константин Носов, Алексей Канунников, Игорь Петренко, Фридрих Запольский, Давид Голощёкин, Ярослав Янса, Станислав Стрельцов, Валерий Милевский — этот список можно продолжать. А ведь взять на работу многих из этих людей в то время требовало немалого гражданского мужества.

СЛУШАЕМ: Джаз-оркестр Иосифа Вайнштейна «Я шагаю по Москве», 1966 (музыка Андрея Петрова, обработка Геннадия Гольштейна)

Большую часть обновлёенного репертуара оркестра составляла настоящая джазовая музыка в инструментовках ведущих солистов оркестра. Признанным лидером среди инструментовщиков стал Геннадий Гольштейн, он же выполнял функции концертмейстера оркестра. Популярность оркестра росла молниеносно. Люди приходили не только танцевать, но и слушать музыку. Билеты раскупались сразу же после открытия кассы. Это был период взлёта. В 1959 году на фирме «Мелодия» вышла первая пластинка биг-бэнда. В обход существующих тогда правил, чтобы записать на пластинку американскую музыку приходилось изменять названия и авторов композиций. Так, например, композитор Стэн Кентон стал Станиславом Канецким, а трек «American Patrol» стал называться «Дозорный». А оркестр продолжал жить своей жизнью — менялись музыканты (в оркестр пришли саксофонист Всеволод Левенштейн, впоследствии известный как Сева Новгородцев, и тромбонист-виртуоз Александр Морозов), за взлётами следовали закономерные падения.

В 1962 году после выступления оркестра на пленуме Союза композиторов последовала разгромная статья в газете «Правда». А дальше всё пошло по советской системе, и оркестр был буквально вынужден уйти в подполье. Однако он очень скоро возродился при поддержке Андрея Петрова, Леонида Утёсова, Андрея Эшпая, Александра Колкера и руководителей Ленконцерта. Тогда же, в начале 60-х годов, судьба свела оркестр с музыковедом Владимиром Фейертагом, вместе с которым был организован целый цикл лекций-концертов о джазе.

СЛУШАЕМ: Джаз-оркестр Иосифа Вайнштейна «В ритме века», 1971 (на основе темы The Young Holt Trio «Wack Wack»)

В 1968 году оркестр переходит на гастрольный режим работы, который продолжался до 1975 года. Сотни городов от Мурманска до Дальнего Востока, Украина, Белоруссия, Грузия, Крым, Прибалтика и Средняя Азия восторженно принимали музыкантов. Но гастрольная жизнь — тяжёлый труд. Руководитель коллектива из 44 человек, у каждого из которых свой характер и своя жизнь, несет огромную ответственность. К окончанию гастрольного периода оркестра за плечами у его руководителя был не только всенародный успех, но и два инфаркта.

Обложка одного из альбомов оркестра Иосифа Вайнштейна
Обложка одного из альбомов оркестра Иосифа Вайнштейна

Последним творческим детищем Вайнштейна в нашей стране стало создание на базе большого джаз-оркестра варьете в гостинице «Ленинград». В этот период у него играли Олег Кувайцев и Владислав Панкевич (ныне «Ленинградский диксиленд»), Михаил Костюшкин. Но здоровье руководителя продолжало ухудшаться, последовал третий, а затем и четвёртый инфаркты. И тогда было принято нелегкое решение об отъезде. В 1983 году семья Вайнштейнов эмигрировала в Канаду...

Однако ностальгия сопровождает любого человека вдали от родины. А тем более человека, прожившего в родной стране такую богатую событиями жизнь. И, как следствие ностальгии, у супругов Вайнштейнов возникла мысль о праздновании 80-летия Иосифа Владимировича в родном Ленинграде. Осенью 1997, узнав о концертах Давида Голощёкина в Нью-Йорке, Иосиф Владимирович специально прилетел туда, чтобы не только послушать своего ученика, но и поговорить о возможности организации своего юбилея в Филармонии джазовой музыки. Естественно, ответ питерского джазового маэстро, который до сих пор с гордостью несет звание «вайнштейновца», мог быть только положительным. И через год по приглашению Филармонии джазовой музыки Иосиф и Нинель Вайнштейны прилетели в Санкт-Петербург...

Иосиф Вайнштейн и Геннадий Гольштейн, Санкт-Петербург, 1998
Иосиф Вайнштейн и Геннадий Гольштейн, Санкт-Петербург, 1998

Из публикаций «Джаз.Ру» от сентября 2001 г. после ухода Иосифа Вайнштейна из жизни


Владимир Фейертаг
Умер Вайнштейн. Можно по-разному относиться к этому человеку, но нельзя было не восхищаться его энергией и преданностью джазу. Он мог безбедно прожить без этих хлопот — сколотить оркестр для какой-нибудь вокалистки и зарабатывать большие деньги, мог быть талантливым менеджером, хорошим военным дирижёром, но он не побоялся связаться с весьма сомнительными питерскими ребятами, полу-стилягами, полу-диссидентами, и взять под защиту ту музыку, которую сам играть не мог (сравним, Эдди Рознер такого не потерпел). А для тех, кто не знал всей этой кухни, Вайнштейн был символом. Это была питерская достопримечательность, некий островок художественного вольнодумства. Его бесконечно прижимали, унижали, а он неутомимо искал компромиссы, скрупулёзно выискивая в среде современных композиторов и чиновников сочувствующих и лояльных, фрондирующих и порядочных. Несомненно, оркестр Вайнштейна был самым стильным в 1959-67 годах. Может быть, не самым профессиональным, по набору музыкантов, но самым американизированным. Я бы не назвал Вайнштейна «Русским Гудманом» — во-первых, кларнет в оркестре никогда не звучал по-настоящему, а во-вторых — Вайнштен не был первопроходцем. Лундстрем заиграл настоящий свинг раньше, да и роль его в отечественном джазе значительнее, потому что он появился в 1957 году в столице и концертировал по всей стране. Вайнштейну была отведена роль «теневого кабинета», но (давайте признаемся в этом) нас-то больше всего привлекало всё неофициальное. Упорство Вайнштейна, его авторитет, а также некоторое желание Ленинграда быть чуть-чуть самостоятельным помогли запустить на советский рынок пластинки замечательного оркестра (пусть и не идеально звучащие). И, видимо, жизненные дороги Гольштейна, Носова, Голощёкина, Севы Новгородцева (Левенштейна), Канунникова и даже моя собственная могли бы быть иными, если бы не Вайнштейн...

ИЗБРАННАЯ ДИСКОГРАФИЯ ИОСИФА ВАЙНШТЕЙНА

1968 — Джаз-оркестр И. Вайнштейна (ВФГ Мелодия, Д-10879)
1971 — Джаз-оркестр И. Вайнштейна (ВФГ Мелодия, СМ-02823)
1973 — Джаз-оркестр И. Вайнштейна, в экспортном варианте Leningrad Jazz Orchestra (ВФГ Мелодия, СМ-03841)
1978 — Джаз-оркестр И. Вайнштейна. Записи 1959 г. ( ВФГ Мелодия, С60-11007)

СЛУШАЕМ: Leningrad Jazz Orchestra «Полёт Во Вселенную», 1973

Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх справа внизу) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!