Несмотря на почти два века философской критики всяких метафизических допущений, в том числе о природе человека, похоже, что идеализм во взгляде на человека неискореним. Или лучше сказать нарциссизм? Ведь самому сильному вытеснению подвергаются прежде всего те идеи, которые либо ставят человека вровень с животными (лишают уникальности), либо указывают на случайности и странности человеческой истории (умаляют заслуги разума).
Всякий, кто покусится на этого божка на пьедестале, рискует прослыть редукционистом, циником и нигилистом. А иногда и фашистом. Как это произошло с Петером Слотердайком, написавшим довольно остроумное и проницательное эссе с названием «Правила для человеческого зоопарка».
Конечно, Слотердайк тот еще тролль, и не может отказать себе в удовольствии напомнить почтенной публике, сегодня столь обеспокоенной проблемами дискриминации и экологии, о том, что еще меньше чем век назад просвещенные европейцы устраивали настоящие "человеческие зоопарки" (которые иногда жеманно называли «этнологическая экспозиция», а чаще все же более просто - «выставка людей»). Однако речь не об этом, на кону нечто большее - вопрос о том, что же такое человек и общество.
Мысль философа проста, но при этом ей нельзя отказать в остроте взгляда. Люди, если их рассматривать как особый вид существ, отличаются по сути двумя чертами.
Первая – преждевременное рождение. Человек – это неудача в качестве животного, позволяющая успешно стать человеком, через второе рождение в язык. В силу этого человек взрослеет долго и сохраняет многие элементы детского в себе, благодаря этому, например, игра в значительной степени оплодотворяет и развивает культуру.
Вторая черта – это выстраивание своего мира, в котором не придется постоянно сталкиваться со своей неудачей. Любопытно, что это ведет не только к оседлости с выстраиванием специфического жилища и среды. Слотердайк обращает внимание еще на один важный момент – доместикацию. Одомашнивание животных и жизнь с ними рядом (иногда буквально под одной крышей) – это не просто частность. Это своего рода зеркало, в котором отношения с домашним животным неизменно проецировались на животное-внутри-нас.
Поэтому он и заявляет: «люди – прежде всего удачливые селекционеры, сумевшие сделать из дикого человека последнего человека». А в силу этого все рассуждения об обществе технически являются «фундаментальной рефлексией над правилами функционирования человеческих зоопарков». В самом деле, какой скандал.
Проблема сердобольных идиотов, однако, в том, что очень сложно приписать специалисту по Ницше и Хайдеггеру фантазии о людях в клетках. Напротив, Слотердайк подчеркивает, что искусственный водораздел между людьми и животными – не более чем подмена понятий, скрывающая важную онтологическую характеристику людей (ту самую, которая и позволила им стать таковыми).
Люди, по словам философа, это заботящиеся о себе, оберегающие себя существа, которые — там, где они постоянно живут — создают вокруг себя парковую территорию. Именно поэтому вопрос о саморегуляции вытекает не из внешних опасений, а из самой расположенности человека к миру. И возможно именно под таким углом однажды забота о себе и мире (в т.ч. об экологии) наконец-то станет – «общим делом», а не «проблемами белых людей».
Оригинал поста: https://t.me/concepture/280