За год Медиалаборатория Яндекс.Такси сняла 10 короткометражек как «большой продюсер» в сотрудничестве с ведущими продакшенами страны. Но идея создать собственный фильм рано или поздно должна была появиться — и им стал «Самвел». Медиалаборатория выступила в роли продюсера, исполнителя и креативной единицы.
«Этот фильм можно назвать шагом в сторону нашего inhouse production. Медиалаборатория уже собрала вокруг себя большое количество молодых и талантливых ребят, в головах которых живут совершенно невероятные идеи, и эм идеям нужно давать ход. Эксперименты с форматами, документальные видео, короткометражки — это именно то, что мы хотим продолжить делать в рамках проекта».
Анастасия Хорева, куратор Medialab
Фильм повествует о Самвеле Галстяне из Еревана, который в свободное время работает в такси. Но его профессия отодвигается на второй план, чтобы сфокусироваться на главном — он художник. Рассказываем о том, как создавался фильм — от возникновения идеи до финальной сцены.
Сразу было решено, что это будет документальное кино: честное, открытое, про простых людей, которых мы видим каждый день и даже не подозреваем, какие истории они могут нам рассказать. Поэтому проекту нужен был человек, умеющий снимать подобные фильмы, работать с естественными характерами, находить красоту в обыденном и интересное в повседневном.
Знакомьтесь: Евгений Бакиров, автор документального фильма «Горновой» (за него он получил награду Vimeo Staff Picks). Его прошлые работали показали, что режиссёр отлично умеет работать с пространством и, куда важнее, характерами — фильмы «Горновой» и «Архив» рассказывают об обычных людях обычных профессий, но делают это так, что зрителю после просмотра и самому хочется отправиться работать на металлургический завод или в архив киноплёнки.
К Евгению присоединился оператор Айдар Шапиров — они уже работали вместе над несколькими рекламными роликами, а для такого стремительного, практически спонтанного проекта, нужно, чтобы члены команды легко нашли общий язык и быстро сработались. И визуальный стиль Айдара, который можно увидеть в его работах, подходил идеально.
Поиск героя
Как только команда была собрана, начались поиски героев для фильма. В Ереване в это время проходила рекламная кампания Яндекс.Такси — по городу развесили билборды с портретами водителей. Фильм мог бы стать отличным продолжением этой акции — историей о таксистах и их внерабочей жизни.
У съёмочной команды не было чёткого задания — только общее понимание того, о чём должен получиться фильм. Они отсмотрели интервью и фотографии разных водителей, но практически сразу внимание привлёк Самвел Галстян — художник, в свободное от творчества время работающий в такси.
«Мне сразу стало понятно, что Самвел — это живой пример того, что действительность превосходит любую выдумку — она богаче всякой фантазии».
Евгений Бакиров, режиссёр
Изначально идея состояла в том, чтобы рассказать историю нескольких водителей, собрать эдакий общий портрет интересных личностей, которых вы можете встретить за рулём такси. Но после того, как команда пообщалась с Самвелом, стало понятно: его личность настолько яркая и экстраординарная, что было бы преступлением не посвятить ему весь фильм целиком.
Самвел — настоящий человек искусства. С детства он увлекается рисованием: ещё в школе исписывал все тетради рисунками, а когда свободное место на листах заканчивалось, принимался за тетради соседей по парте. Повзрослев, Самвел обратился к скульптуре, но позже всё-таки вернулся к живописи — и по сей день она остаётся его основной страстью.
В основном Самвел работает с пейзажами — его вдохновляет окружающая природа. Помимо картин, он делает графику и занимается аппликацией, постоянно что-то мастерит и экспериментирует. Работа в такси для него — способ обрести ту самую свободу, о которой мечтают многие творческие люди. Шанс не жить по расписанию и полностью отдаться на волю искусству.
«Меня всегда интересовало всё то, что связано с искусством и художниками, поэтому всю свою стипендию я тратил на краски и книги про искусство. Сейчас я уже в таком возрасте, что оно меня не отпускает, и я счастлив».
Самвел Галстян
Съёмки
У команды, отправляющейся в Ереван, было всего четыре дня на съёмки — два на поиски нужных локаций и два на сам процесс. Боясь, что этого не хватит, режиссёр и продюсер уехали в Армению на несколько дней раньше — и не прогадали.
«Почему-то было ощущение, что основная красота Армении будет не в Ереване, а вокруг него — так и получилось. За несколько дней нам удалось объездить деревни и достопримечательности вокруг города и составить список нужных для съемок локаций».
Евгений Бакиров, режиссёр
Армения поразила своей радушностью, а люди — свободолюбием и открытостью. Хорошо заметно, как эти впечатления отразились на визуальном пространстве фильма: широком, живописном и пропитанным любовью ко всему вокруг.
«Армения открылась нам как земля свободолюбивых художников, музыкантов, режиссёров — мыслителей, открытых к взаимодействию, столкновению с незнакомцами. Возможно, это заслуга Андраника — линейного продюсера «Самвела». Он рассказывал нам истории и городские легенды, познакомил со своими родителями, которые тоже оказались художниками, показал любимые места, маршруты и пути взаимодействия с городом. Недели оказалось очень мало, чтобы воспринять Ереван в его полноте, но если нам удалось выхватить и передать хотя бы что-то из того, что мы ощутили — это большая победа».
Алёна Морозова, ассоциированный продюсер
У Жени появился шанс раньше встретиться с главным героем, Самвелом. Это был очень волнительный момент — нередко люди в жизни оказываются совсем не такими, какими они предстают на видео. Но с Самвелом такого не случилось: он оказался таким же, каким был на интервью, крайне искренним и добродушным.
«Никогда не знаешь, какой окажется человек: будет ли он открыт к тебе, найдёте ли вы общий язык и так далее. Обычно после первой встречи я сразу понимаю, «мой ли это герой» и «есть ли у нас точки соприкосновения». О том, что Самвел «мой герой», я понял в первые 20 минут нашего личного знакомства».
Евгений Бакиров, режиссёр
Съёмочная группа провела с Самвелом несколько дней: вместе ездили на работу, снимали его быт, наблюдали, как художник создаёт свои картины. По словам режиссёра, он и не представлял, как легко найдёт общий язык с героем. Самвел объяснял это так: «Я тебя понимаю, Жень, потому что я тоже художник».
Режиссёр записал с Самвелом длинное интервью, в котором художник рассказал о творчестве, отношению к живописи, работе водителем и безграничной любви к своему городу. Это интервью и легло в основу фильма: весь визуальный ряд в «Самвеле» строится вокруг длинного рассказа героя о себе.
И хотя работать с Самвелом было просто и приятно, съёмки проходили нелегко. Во-первых, решение снимать на плёнку означало, что нельзя сразу увидеть снятый материал. Поэтому приходилось тщательно продумывать каждую сцену, чтобы минимизировать риск ошибки — такой подход усложнил работу, но в итоге сказался на фильме исключительно положительно. Во-вторых, в то время в Ереване стояла жуткая жара: приходилось снимать натурные сцены в условиях сорокоградусного пекла.
«На одной из сцен в городе я просто увидел ресторан с открытыми окнами, протянул туда кабель от плейбэка через окно и зашёл внутрь. Самвел в этой сцене всё время должен был находиться в машине. Поэтому пока мы репетировали, Самвел находился в автомобиле, а съёмочная группа — в ресторане. Репетировали через окно по рации».
Евгений Бакиров, режиссёр
Последняя серьёзная проблема ожидала съёмочную группу тогда, когда весь материал уже был снят, и команда ехала обратно в Москву. В аэропорту сказали, что плёнку необходимо провести через рентген, не понимая, что от этого она может засветиться. Сказать о том, что каждый член команды немного поседел в этот момент — значит, ничего не сказать. Полдня продюсеры решали эту проблему кучами телефонных звонков — и они её решили. Материал не пострадал, его в целости и сохранности довезли до студии Мосфильм, где плёнку наконец оцифровали.
«Когда мы прошли регистрацию — для всех наступила какая-то тишина. Как-то выдохнули все что ли. Это было как в каком-то сериале: ты столько прожил уже с этими героями, вы вместе прошли через такое количество трудностей, решили столько проблем и задач. И вот заканчивается последняя серия — ты вспоминаешь всё, что было до этого, смотришь на своих героев и думаешь "всё хорошо!"»
Евгений Бакиров, режиссёр
Что будет дальше
«Самвел» заканчивается изображением одного из тех самых плакатов, которые были развешаны по Еревану. В этом финале кроется нехитрая, но очень важная мысль: Самвел Галстян — лишь один из многих столь же интересных личностей, которые окружают нас каждый день, а мы этого не замечаем.
«Самвел — это не последний наш герой. Ещё очень много историй, которые хочется рассказать и показать: и в других странах, и в других городах России — за рулём огромное количество очень интересных людей».
Анастасия Хорева, куратор Medialab
Для Medialab «Самвел» стал первым опытом самостоятельно создания фильмов. Впереди — поиск новых форматов, новые герои, новые эксперименты. Medialab зажёг лампочку.