Найти тему
ВЫХОД

«Не навредись»: медицинское образование без купюр

Оглавление

Привет, дорогой читатель. Зачем тебе знакомиться с этим текстом? Причин может быть несколько. Скорее всего, твои ноги вышли за порог школы и подошли к порогу приёмной комиссии. Возможно, тебя волнует, чем же дышит знакомый, который не выбирается в пятницу вечером выпить, но мистическим образом в утро субботы у него вместо лица facies hippocratica. Если по счастливому стечению обстоятельств ты мой коллега по цеху, то не стесняйся добавлять свои «размышления на тему» в комментариях. Спасём молодое поколение от наших ошибок!

Много раз будущего медика будут гипнотизировать формулой «Уважаемый студент великого ВУЗа!». Однако ощущение экстаза от студенческого бытия молниеносно разбивается вдребезги, как советская штукатурка в кабинетах Alma mater. Главным образом из-за отношения работников университета, верящих в формулу «труд сделал из обезьяны человека». Впрочем, обращение в истинного студента путём аскетизма поможет закрыть первую сессию удачно, и семя Übermenschа (Сверхчеловек — образ, введённый философом Фридрихом Ницше в произведении «Так говорил Заратустра». — прим. ред.) даст первые ростки, возвысив над будничным. Только патологическая прокрастинация не уйдёт, кажется, никогда.

Чем учитель отличается от преподавателя? У последнего нет цели воспитывать. Велика вероятность, что на семинарах с тобой вовсе не будут разговаривать вплоть до коллоквиума. И если на собеседовании из твоего рта льётся несусветная чушь, то в голове экзаменатора ты уже стал анекдотом, который он будет травить всем последующим группам. Так нам на анатомии рассказали про парня, который на вопрос: «как пельмешек попадает в желудок?» без всяких раздумий показал на затылочное отверстие.

Ты – Робинзон Крузо, но корабль не придёт.

Тяжело осознать, что ответственность за эффективность этих 6-8 лет в ВУЗе полностью возлагается на плечи студента. Докажи преподавателю, что твоё имя стоит того, чтобы его запомнить, и можешь даже рассчитывать на дружескую беседу на экзамене, после которой выйдешь с пятёркой в зачётке. Путь к этой награде лежит только через любовь к огромным книгам, из-за которых с превеликой вероятностью разовьётся сколиоз и миопия. А читать их необходимо даже в автобусе, пугая бабушек рисунками препарированной матки и фотками больных сифилисом.

Меня никто не научил учиться

Моя преподка как-то бросила вызов группе: заявила, что мы будем знать анатомию даже лучше её, если каждый день будем уделять максимум 15 минут прочтению нового материала. Я отбросил все остальные учебники и превратился в адепта проводящих путей спинного мозга. Пучки Говерса и Флексига, руброспинальный, тектоспинальный, вестибулоспинальный — всё, от аксонов чувствительных нейронов до полей полушарий, было для меня так же очевидно, как смерть русского рока. Конечно, уже через неделю я накопил пробелы по биохимии, поддался кутежу и забросил полезную привычку. Но на паре по этой теме я ощущал, как лучи знаний ослепляли одногруппников. К сожалению, в желудочках моего мозга длительное время вместо ликвора была моча, и важность тайм-менеджмента осознал достаточно поздно. Поэтому слова к зачёту по латыни учил за 5 часов до занятия, а к экзамену по анатомии готовился меньше недели. Закрыл сессию, разумеется, на отлично, но умный человек просто избавил бы себя от такого количества стресса.

Чтобы быть эффективным студентом, нужно научиться владеть временем, как Принц Персии.

С управлением расписанием неплохо помогает справиться Google Календарь. Запланируй хотя бы одну неделю и поживи в интенсивном режиме. Доведи до абсурда и распиши по часам приёмы пищи, прогулку, уборку, залипание в соцсети, и ты удивишься собственной продуктивности. Кстати, борьба со стрессом вообще важная тема для нашего брата, об этом я уже писал один лайфхак. Возьми за привычку ходить до универа быстрым шагом, потому что минимальная, но физическая нагрузка, как и любая трудотерапия, помогает очистить разум от мутотени, что тебе наговорили на лекции. Как приятный бонус ещё и от кортизола избавляет. Как раз его избыток постепенно превращает блистательного романтика, поступившего на первый курс, в нечто амёбовидное, циничное и суицидально настроенное.

Рекомендации

Необходимо читать как можно больше, в особенности латынь, анатомию и биохимию, потому что пробелы в этих критически важных предметах будут преследовать тебя на протяжении остальных лет покруче незакрытого гештальта в абьюзивных отношениях! Сам страдаю на патанатомии от того, что, прежде чем читать патологию, мне нужно вспомнить, какова норма.

Не забывай учить английский, если ты всё ещё читаешь наши переводы материалов вместо того, чтобы изучать оригинал. По данным на 2011 год более 200 тысяч научных статей, опубликованных в рецензируемых журналах, приходится на долю США, на втором месте — Китай, но очевидно, что и их публикации выходят на английском языке, ведь это теперь стандарт. Невозможно иметь высокую квалификацию, обучаясь лишь на учебниках. Среднее время создания учебника 7-10 лет, плюс переиздание с обновлениями раз в 5 лет, а чаще всего ты получаешь учебник 2007 года. О какой современной медицине идёт речь, когда информация устаревает за неделю?

Активные научные исследованиямеждународный тренд, в котором Россия занимает 15-е место.

На случай если в твоих планах получать гранты на исследования и не беспокоиться о деньгах, научись работать с источниками информации, поскольку кафедра «доказательной медицины» присутствует далеко не в каждом вузе, что объясняет назначение иммуномодуляторов, пробиотиков и, страшно сказать, «Арбидола» (перечисленные лекарственные средства не прошликлинических испытаний или показали свою низкую эффективность, что говорит об отсутствии терапевтического эффекта. — прим. ред.).

В свободное время занимайся саморазвитием. К большому сожалению, ты можешь встретить в храме знаний профессора, с серьезным лицом рассказывающего тебе, как он воскресил парня в Тибете массажем камней. В качестве подручных средств рекомендую телеграм-каналы:

Чуваки из Medtimes делают новостные рассылки и рассказывают истории из практики, похожей на фантастику.

Канал Клинический психоанализ — клондайк исследований, так или иначе связанных с психиатрией, наркополитикой и действием фармакологических веществ.

На МедСправочник можно упражняться в клинических задачках, узнавая про заболевания, которые казались тебе средневековым атавизмом.

И смак для визуалов — Карманная книжка. Краткие и доступные сводки по поводу разносторонней теоретической базы.

Также полезно непосредственное общение со старшими курсами, которые могут тебе не только за бесплатно отдать методичку, на которую нужно будет потратить около 200 рублей, но и помогут поскорее прорваться к реальной, интересующей тебя практике.

Фундаментальным моментом является следующее правило: если не нравится пара, то можешь забить на неё болт (однако ходить всё равно придётся, иначе никак не выбраться из цепких лап БРС, о чём ниже). Но если тебе скучно читать монументальные работы по физиологии, или тошнит от вида препаратов, то явно стоит пересмотреть приоритеты в образовании. Хуже немотивированного медика только безвольные тела, занимающие целевые места, потому что мамочка заставила.

-2

Только сначала страшно, потом — всё равно

Благодаря занимательной модернизации российской системы высшего образования все ВУЗы перешли на балльно-рейтинговую систему оценки. Новый инструмент бюрократического аппарата работал бы хорошо, но в ходе реализации только извратил учебный процесс, создав новые сложности. Всё понятно из названия: за работу начисляются баллы, из которых составляется личный рейтинг студента. На протяжении всей дисциплины ты зарабатываешь поощрения за активность, присутствие на занятиях и внеаудиторную деятельность. С одной стороны, это кажется крутым подстёгивающим к работе механизмом, а с другой — поощряет стремление ставить «палки в колёса» и создаёт кучу бессмысленных действий. БРС не едина на каждой кафедре, поэтому нельзя заучить правила раз и навсегда. Приходится держать в голове специфические моменты каждой дисциплины.

В ходе обучения начинает казаться, что система некоторых кафедр составлялась в состоянии алкогольного делирия. К примеру, за ответ на лекции поощряют издевательскими 0.5 баллами, но чтобы получить зачёт, нужно бросить на эту дисциплину все силы, а иначе бегай с пересдачами в самый разгар подготовки к сессии. Только вот пропускать большую часть занятий нельзя.

Золотое правило медицинского ВУЗа: «умри, но приди на пару».

Иначе придётся идти на отработку, а преподаватели сами не понимают, когда у них будет на это время, ведь многие из них — практикующие врачи. Пропуски части лекций, кстати, также необходимо отрабатывать. Чаще всего рефератом, чаще всего от руки.

Стоит упомянуть и про головную боль каждого студента — тесты. Всевозможные формы и вариации, вплоть до тех, что без вариантов ответа! И, естественно, их содержание может противоречить не только признанной наукой концепции, но и общечеловеческой логике. Остаётся только зубрить, что отнимает неприлично много времени.

Худшее во всей системе — своеобразные «Голодные Игры»; ради баллов каждый начинает играть сам за себя. Староста не скидывает важную информацию по подготовке к занятию, легкую работу на доп. баллы забирают отличницы, чтобы выбиться в круглые отличницы, а никогда не появляющиеся на лекциях товарищи зазубривают ответы и стреляют ими в лица преподавателя. Особая сладость — истерики на последних зачётах перед сессией, когда пай-девочке поставили 4, но маме то она пообещала 5.

О помощи ближнему и человечности забывают, как при золотой лихорадке, хоть вы все и барахтаетесь в одном болоте. Но, коллега, запомни: не надо так.

Лафа и списывание — медвежьи услуги.

Твоя ценность на рынке труда будет прямо пропорционально зависеть от качества знаний, а не от цвета диплома. Ну и ещё от хороших связей, поэтому не стоит упускать возможности самому отвечать на занятиях, здороваться в больницах с персоналом и ходить на интересующие тебя кружки. Хорошее место получают не за отличный диплом из первого меда, а за разговор по душам с доктором в курилке после ассистирования на операции. Да и зубря всё, можно окончательно потерять связь с реальностью, чего тоже делать нежелательно.

-3

С виду я в порядке, но стоит ли жить?

Ни один умозрительный опыт никогда не заменит эмпирический по части ощущений, а значит, всё вышеперечисленное стоит возводить в куб. К чему такой мазохизм? Автор статьи ещё верит в совершенные идеалы, чересчур эмпатичен, любил в школе уроки биологии больше всего на свете, но не дружил с математикой, а потому избрал для себя путь медицины, чтобы заниматься любимым делом — помогать другим. Пусть забронзовевшие кандидаты наук будут тебя пинать, говоря, что это идеалистическое враньё, и, на самом деле, всем вам хочется славы, денег и успеха, но это кажется ещё более смешным.

Камон, мы всё-таки говорим про российскую медицину — какой успех?

Ты будешь бегать от пары к паре, не успевая поесть, вступать в баталии локтями с демонами общественного транспорта и презирать каждого учёного, фамилию которого невозможно запомнить, но примерно каждый третий изгиб или отросток органа назван в его честь...

Пройдя несколько медучреждений, я общался с представителями страты, на которой держится вся система здравоохранения, — младший и средний медперсонал. И вновь вернулся только к одной ценности, которая может держать людей в этой профессии, — жажде помочь. Последняя моя постовая сестра, Наталья, была женщиной исключительной: читала Платонова, защищала права ЛГБТ и говорила, что будь у неё возможность покормить меня грудью, она бы это сделала. Настолько родным я для неё стал. Наталья проводила сутки с пациентами афгано-чеченского контингента в психоневрологическом отделении, но внутри неё цвела любовь к жизни и к профессии. И она попросила меня никогда не устраиваться к ним на работу, потому что это — изнурительный труд, а ей хотелось для меня лучшего.

Если в вас нет этого огня, то освоить специальность может быть и получится, но получать кайф от помощи человеку и называть себя хорошим доктором — нет.