У авторов известной игры во вселенной Ведьмака и грядущей игры Киберпанк 2077 возникли серьёзные проблемы. Почему это произошло и чем грозит, давайте попробуем разобраться.
До 22 июля 2018 года дела у CD Projekt RED шли прекрасно, о чём говорил постоянный рост их акций. Но три неприятных причины подкосили доверие к студии и до сегодняшнего дня наблюдается постоянное падение их стоимости.
Затянувшийся выпуск Cyberpunk 2077
История знает несколько крупных игровых компаний, которые буквально потеряли всё из-за затянувшейся разработки достаточно амбициозных проектов. Нужно очень хорошо понимать, что масштабы разработки требуют соответствующих инвестиций. Оплата директору, менеджеру, бухгалтерам, дизайнерам, художникам, программистам, звукорежиссёру, композитору и т.д. Мы ёще не говорим о затратах на выпуск презентаций, рекламы и их продвижение. Не нужно быть бухгалтером семи пядей во лбу, чтобы понять, что разработка такого грандиозного проекта, как Cyberpunk 2077 уже поглотила миллионы долларов.
Кто за это платит? Для первых частей Ведьмака бюджет и размах был скромный. Мировой успех студии принесла в основном третья часть, но даже обычному геймеру ясно, что заключительная часть на голову выше начального творчества CD Projekt RED. Тем не менее, держатели акций поддались панике, поскольку разработчики нового футуристического экшена не говорят общественности конкретную дату выхода своего амбициозного проекта. Несмотря на громкие слова о своём детище, CD Projekt RED потерял несколько крупных инвесторов, чьи имена не разглашаются. Известно лишь, что они имеют Шведские корни. Ожидаемо акции CD Projekt RED стали падать лавинообразно.
Чтобы спасти ситуацию 27 августа 2018 года разработчики идут на беспрецедентный шаг и выпускают 48 минут игрового процесса Киберпанка, который набрал к настоящему моменту более 10 млн. просмотров. К сожалению, это не спасло ситуацию, акции продолжили падение и на это есть ещё пару причин.
Требования Анджея Сапковского
1 октября 2018 года разработчики игры Ведьмак получают иск от адвоката писателя Анджея Сапковского, автора вселенной одноимённой игры. Напомню, что в далёком 2004 году Сапковский продал лицензию на полное использование вселенной Ведьмака в играх CD Projekt RED за $10 тыс. Он тогда сказал, что не верит в успех игры и ему нужен большой мешок денег, а не проценты с продаж, что изначально ему предлагали разработчики. В дальнейшем, в многочисленных интервью Анджей признавался, что отказ от процента с продаж игры был недальновидным шагом с его стороны.
Сможет ли получить Сапковский свои деньги, а просит он между прочим $16 млн.? Ответ удивит даже седовласого юриста. Да, сможет. Дело в том, что в польском законодательстве есть хитрый акт за номер 44 закона об авторском праве, в котором говорится, что в случае серьёзных несоответствий между наградой автора и выгодой владельца авторских прав, автор может потребовать через суд соответствующее увеличение вознаграждения. Насколько обоснованное требование автора в $16 млн., сложно сказать, ведь получили разработчики за выпуск Ведьмака согласно непроверенным источникам более $30 млн. Плюс недавно законченная игра Thronebreaker the Witcher Tales от CD Project RED также выпущена во вселенной Ведьмака.
Пусть разработчики отдадут деньги Сапковскому и работают дальше, скажете вы. Но не всё так просто. Во-первых, студии нужны деньги на разработку Киберпанка и судя по демо, уже потрачена достаточно круглая сумма, хотя разработчики не говорят конкретные цифры. Вторая основная статья расходов студии это поддержка игр, включая обслуживание серверов карточной игры Гвинт. Третья статья это средства вложенные в вышедшую недавно Thronebreaker. Игра достаточно масштабная, одних только концовок около 20 штук, при этом мы помним, сколько нужно дизайнерам, художникам, программистам и т.д. Если Сапковский заберёт через суд требуемую сумму, может оказаться так что CD Projekt RED, чтобы не стать банкротом, выпустит Киберпанк в сыром виде, что также грозит катастрофой. Все мы помним печально известную историю No Man's Sky. Но и это ещё не всё, что давит на акции известной польской кампании.
Фэнтези и футуристический панк
Несмотря на огромное число поклонников, которые ожидают выхода Cyberpunk 2077, есть армия скептиков, которые предрекают игре провал из-за резкой смены тематики. Был Ведьмак, Гвинт и Thronebreaker, то есть были мечи, магия, нечисть и борцы с ней в антураже средневековья, стал Cyberpunk 2077, то есть город будущего, плазменные винтовки, андроиды, имплантанты и роботы.
Не все поклонники фэнтези принимают такую смену. Более того, аналитики утверждают, что исторические баталии и фэнтези при прочих равных условия продаются более охотно на фоне футуристических экшенов. Кто-то скажет, что они не правы и я даже склонен с ним согласиться, но на нашу сторону пока не встают инвесторы, ведь акции и капитализация CD Projekt RED продолжают падать.
Моё личное мнение, чего ждать от этой истории
После иска Анджея Сапковского к CD Projekt RED, он резко потерял доверие среди поклонников игровой трилогии Ведьмака. Ведь автор книг мог обратиться напрямую и решить вопрос мирно, о чём кстати говорят разработчики. То ли он захотел лишний раз привлечь к себе внимание общественности, толи понимает, что они не выплатят полюбовно ту огромную сумму, которую он запросил. На мой взгляд, всё дело в том что он считает ущемлённой свою гордость, о чём и сказал в одном из интервью. По его словам, всё что сделал CD Projekt RED для него, как автора, это написал его имя в заключительных титрах таким мелким шрифтом, что его надо рассматривать под лупой. Кстати, его можно по человечески понять, как дань автору вселенной его имя вполне могло красоваться в стартовых титрах Ведьмака.
Я считаю, что разработчики Ведьмака заплатят открыто или тихо такую сумму, которая удовлетворит Анджея Сапковского, даже если при этом они практически выйдут в ноль по балансу на текущий момент. Далее они могут привлечь новых инвесторов для Киберпанка, либо выпустить его, по меньшей мере, в раннем доступе, чтобы затем патчами довести до ума, хотя это не совсем путь студии, которая привыкла выпускать сразу качественные проекты. Ещё не нужно забывать, что есть платформы для Краудфандинга, где можно попытаться объяснить ситуацию поклонникам, ждущим игру и получить необходимую для завершения разработки игры сумму.
В любом случае, я искренне надеюсь, что CD Projekt RED разрешит все текущие проблемы и продолжит радовать поклонников своим творчеством.