И все-таки у нас не так, как у китайцев. Мы уступаем им как в производительности труда, так и в его организации. У них очень жесткая дисциплина, возможно даже жестче, чем во многих наших воинских подразделениях.
В девяностые в Забайкалье работали бригады строителей из Китая. Одна из этих бригад работала на железнодорожном вокзале г. Чита. Они ремонтировали здание вокзала. Не знаю как с качеством, но скорость производства ремонта была для меня открытием. Я каждый день пользовался пригородной электричкой и имел возможность видеть их работу.
В том году, зимой, нашему инженеру по ледовой дороге на реке Амур, из Владивостока пригнали японский автомобиль. У него не было гаража, машина стояла во дворе дома под чехлом, пока снег не сошел. В то самое время, когда китайские рабочие ремонтировали здание вокзала, инженер решил строить кирпичный гараж, ему выделили участок, на пустыре, где стояли рядами уже построенные другими жителями гаражи. В еще пустом гараже соседа он складировал стройматериалы, был готов начать стройку немедленно. Надо было найти бригаду строителей и договориться с ними.
В обеденный перерыв мы с ним случайным образом оказались за одним столом в нашей столовой. Непреднамеренно но очень кстати, возник разговор о строительстве гаража, о поиске бригады, работающей быстро и качественно. Лето в Чите короткое, скоро уже заморозки начнутся, надо успеть пока тепло.
Кто - то из обедающих за нашим столом предложил инженеру обратиться к бригадиру китайцев, работающих на вокзале. Инженер засомневался, они уже заняты работой, им некогда. И, тем не менее, он нашел на вокзале бригадира и договорился с ним.
Потом, когда мы «обмывали» гараж, он с восхищением рассказывал, как они работают. Бетонный пол, железные ворота, кирпичные стены, крыша железом крыта. По его словам четверо рабочих, один из них старший, жили в соседском гараже рядом с кирпичами и цементом. Работу начинали с восходом солнца и завершали когда оно уже зашло. Никаких остановок, никаких перекуров, без приема пищи с утра до вечера! Непонятно, что и когда они ели, похоже, что ночью им приносили еду. Построили быстрее, чем он думал. При этом старший каждый вечер отчитывался перед заказчиком об израсходованных материалах и проделанной работе. Он достаточно хорошо говорил на русском языке.
Если бы наша была бригада, то работали бы с перекурами, с обеденным перерывом, не с самого утра и не до самого вечера. Надо было бы кормить, поить, временным жильем обеспечить, если приезжие, самому следить за тем, что бы цемент, кирпич или что другое на сторону не ушли. И времени бы раз в десять больше, а то и более ушло. А тут за меньшие деньги быстрее получилось.
Я ничего не придумал, это хозяин нового гаража рассказывал. Вот такой секрет китайского промышленного бума в последние годы.