В 1944 г. часть упраздненной Чечено-Ингушетии была передана Северной Осетии, в результате чего территория этой республики увеличилась вдвое. Когда спустя 13 лет ингуши стали возвращаться на родину, они не смогли вернуть себе в полном объеме ни свои жилища, ни свою землю. Весьма немногочисленный ингушский народ населял Назрановский, Малгобекский и Сунженский районы Чечно-Ингушской автономии, а также Пригородный район, переданный Сталиным осетинам. Именно из-за нежелания Северной Осетии вернуть ингушам это район и возник конфликт между двумя народами.
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 июля 1956 г. гласил:
«Учитывая, что существующие ограничения в правовом положении находящихся на спецпоселении чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей в дальнейшем не вызываются необходимостью, Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
1. Снять с учета спецпоселений и освободить из-под административного надзора.
2. Установить, что снятие ограничений по спецпоселению с лиц, перечисленных в статье первой настоящего Указа, не влечет за собой возвращения им имущества, конфискованного при выселении, и что они не имеют права возвращаться в места, откуда они были выселены».
Через год появилась Записка Комитета Государственной безопасности при Совете Министров СССР в ЦК КПСС от 1 апреля 1957 года № 682-Е:
«В нарушение Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 июля 1956 года бывшие спецпереселенцы ингушской национальности неорганизованно и в массовом порядке возвратились к прежним местам жительства... Докладывая об изложенном, Комитет государственной безопасности считал бы целесообразным поручить Совету Министров РСФСР срочно принять меры к устранению причин, вызывающих нездоровую обстановку в Северо-Осетинской АССР».
Председатель Комитета Государственной безопасности при Совете Министров СССР И. СЕРОВ
Так еще в 1956 г. совмин СО АССР секретным циркуляром запретил продавать или сдавать жилье ингушам. Конечно, это не могло остановить возвращения ингушей на родину, но резко повысило цены на дома. По настоянию осетинского руководства в 1982 г. совмин СССР издал постановление «Об ограничении прописки граждан в Пригородном районе Северо-Осетинской АССР», которое также касалось только лиц ингушской национальности. Используя традиционно хорошие отношения с центром, осетины могли оказывать давление на ингушей и отказывались возвращать Пригородный район, который юридически должен был быть передан под управление Грозного еще в 1957 г., когда Хрущев восстановил Чечено-Ингушскую АССР. Однако этого не произошло.
Несмотря на то, что ингуши составляли более трети населения Северной Осетии, они практически не имели доступа во властные структуры автономии. Особенно остро это чувствовалось в Пригородном районе, где во всех 53 партийных и государственных организациях руководящие посты смогли получить всего 5 ингушей. Несколько лучше было положение в Чечено-Ингушской автономии, где Москва использовала ингушский народ для того, чтобы перекрыть доступ к власти чеченцам: председателем ВС республики и главой правительства были ингуши.