Я много видал на свете пьющих людей. Уж что поделать, а алкоголь это настоящий бич нашего общества. Обычно говорят мол вот в деревне все поголовно алкаши. Ну с этим я не согласен, да были запойные пьяницы, да только основная масса их давно уже переселилась на сосновую гору (там у нас кладбище). Кто организм свой доконал, кто потравился стекломоем, а кто по пьяни в петлю полез. Ну не жизнь это если человек находит смысл жизни в бутылке.
Настоящим шоком для меня стали годы учебы в городе. Вот там то действительно я повидал всякого - опустившиеся люди, не мытые лохматые, в убогой одежде. Нет они не бомжи, они просто алкоголики, пропившие казалось все что можно. Постоянные пьянки приводят к тотальной нищете и когда денег совсем не хватает на водку они начинают скупать так называемые фанфурики.
Фанфурик может быть разным, в лучшем случае это медицинский спирт, который потом разбавляют водой. Но так же может быть различный лосьон, тройной одеколон, трояр, политура, герботон... Но особой популярностью пользуется некий боярышник
Боярышник, а точнее настойка боярышника вообще медицинский препарат, но наш народ давно привык пить все что содержит спирт и пресловутый боярышник стал любимым пойлом люмпенов. Я хорошо помню как часто давал несколько рублей пожилой женщине стоящей у аптеки.
-Сынок подай на лекарство - просила она протягивая мне трясущуюся руку
Я как человек выросший в деревне и подумать не мог за каким "лекарством" она там стоит. Я рылся в карманах и мне было самому неловко, что вместо хотя бы 5-рублевой монетки я могу дать лишь рубль-два. Так повторялось примерно с месяц, пока мои однокурсники не стали меня одергивать. Ребята в красках описали, что эта бабушка с одутлым лицом попросту алкашка, покупающая в аптеке тот самый боярышник. А я не мог и поверить, что женщины могут пить.
Наверно сейчас это звучит глупо, но я 16-летний студент-первокурсник и знать не знал об этом. В тот момент я испытывал только жалость к ней и таким же как она пропойцам. И что то сподвигло меня как то заговорить с ней.
Был обычный день середины октября и вновь у аптеки она, в своей черной курточке, в красном платке. Как обычно просила денег. Я остановился напротив неё, она признала меня и даже вроде как обрадовалась ожидая несколько монет мелочи. А я не знал как начать разговор, я был зол на неё и рассчитывал сильно "наехать" на неё.
-Ну и зачем вы врете? Зачем обманываете про лекарство? - наконец выдавил я
Она часто заморгала и начала вдруг мямлить, я даже не ожидал такой быстрой "победы" и уже торжествуя начал отчитывать её не самыми приятными словами - пьяница, лгунья, попрошайка... Никогда прежде я не ругал людей старше себя но тут был веский повод. Женщина опустила голову и казалась провинившимся ребенком. Наконец я закончил свою тираду и продолжал с укором смотреть на неё.
-Все правда сынок, все правда. Спилась я - все также не поднимая головы ответила женщина. - Но я ж сынок такой не была, я ж 37 лет в цеху сборки проработала. На Прогрессе (завод закрывшийся) всю жизнь, выкупили, развалили и нас поганой метлой оттуда. Не смогла не удержалась - голос женщины стал дрожать я чувствовал что сейчас она заплачет.
-Со мной дочь не разговаривает, я внуков не вижу. Из меня же жизнь вынули, кому я такая нужна - продолжала она, - кому мы все нахрен тут нужны, нас отработали и выбросили как ненужную запчасть
Я тут же вспомнил как закрыли наш леспромхоз, как сотни людей остались без работы, я помню те лица отчаянья и абсолютное непонимание как жить дальше. Я помню как инженеры и работяги становились лишними, слабым звеном рыночной экономики, отработанным материалом. Мог ли я их укорить? Да кто я такой чтобы судить их.
И что оставалось мне делать? Я сам почувствовал себя виноватым и постарался скорее уйти от этого места. Я буквально бежал к общежитию, мимо меня проносились магазины уставленные пойлом и за каждой бутылкой я видел ту самую женщину просящую денег на очередной фанфурик боярышника.
Извините за сумбур...