" Вас сюда никто не звал. Большинство из вас отчислят к пятому курсу. Остальным - желаю удачи ".
Такой речью декан встретил наш стоматологический факультет 5 лет назад. Меня это не удивило: все кому не лень в течение года морально готовили меня к реалиям учебы в ИГМУ.
Той осенью я занял беспроигрышную позицию, к которой часто возвращаюсь и сейчас. Я все воспринимал как челлендж, как способ испытать себя и выйти на новый уровень. Поэтому, при очередных историях про профессора, который НИКОМУ не ставит зачет с первого раза - я молча улыбался в предвкушении.
Уже к девятому классу школы пришло осознание того, что я не вижу себя в другом университете, кроме медицинского. Были амбиции на счет журналистики, но это отдельная история. Я знал (но что важнее), интересовался биологией, даже за пределами школьной программы, и в целом испытывал огромный интерес к естественным наукам. И астрофизике.
Заставил себя выучить химию. Поступил на бюджет. Сам довольный, Мама - тем более.
В первую неделю я потерял 4 килограмма от стресса. Учеба началась без раскачки. Началась с анатомии человека. Первая пара - с 8 утра, и порой учебный день тянулся до 18:00, если не ходить на кружки (или отработки).
Первое время я изо всех сил пытался запомнить каждую деталь, иногда - на двух языках.
Контраст между школой, где практикантки из Педагогического знали меньше учеников, и ИГМУ был зубодробительным. Находясь в постоянном (вынужденном) тонусе, я за год перерос из довольно среднего школьника в одного из лучших студентов курса. На летние каникулы я уходил с автоматом от преподавателя, "которому нельзя сдать с первого раза", "националистки", "психически больной".
Вокруг меня была плодотворная среда неглупых и откровенно умных людей и глубокие познания в биологии и ее ответвлениях. Нырнув в них с головой, я сбежал от биомусора, обитающего на нашем районе. И расцвел в интеллектуальном плане, конспектируя важное и тактично прогуливая софистику; побеждая в олимпиадах и избегая написания бумажных работ.
Все начало рушиться на четвертом курсе. Представьте стрелу на излете, она достигла высшей точки полета и начинает медленно падать к земле.
Так было и у меня. Заряд энтузиазма и усердия давно кончился, вдохновить нас почти никто не пытался, а разочарования только копились.
К тому же, я взрослел: начинал понимать, где я хочу быть и что делать. И оглядываясь вокруг, осознавал - это очередные "минус четыре часа" из жизни, которые я переписываю методичку. Или делаю вид.
Давайте прямо. 80% учебного времени мы сидели напротив человека, которому было абсолютно плевать на наши знания. 70% деятельности составляли переписывание, тесты, методички, тесты. Кстати, еще бывали тесты. Педагоги поумнее - принимали пациентов вместо учебного процесса или уходили по делам, поглупее - пилили ногти или клали в ведомость журнал по садоводству. Самые уникальные - засыпали или рассказывали, как общались с бомжами.
Это медленно и уверенно разъедало изнутри. Каждая убитая минута переплавлялась в тихую ненависть. А это 93 600 минут в год. Чтобы выйти на Госы, нужно было сидеть достаточное количество часов.
Я понимаю, что им не доплачивают за то, чтобы они вдохновляли учеников. Спасение утопающего - дело рук... да-да. Но тебе не следует быть преподавателем, если в душе ты мастер по маникюру или бомж, если ты уже слаб умом и не открывал литературы свежее 1986г. Это огромная социальная и культурная миссия и соразмерная ответственность.
У человека, которому не стоило становиться врачом, есть кладбище пациентов. У человека, которому не стоило становиться преподавателем - кладбище потенциальных астрофизиков, блюзменов, нейрохирургов и журналистов.
Эд.