Найти тему
Ваш архитектор

Как учатся архитекторы. Часть 1. Жизнь студента АФ.

Оглавление

Я 7 лет учился и 3 года преподавал на Архитектурном факультете Самарского государственного архитектурно-строительного университета, и теперь хочу поделиться с вами своим опытом студенческой жизни на АФ. Надеюсь, мой рассказ будет полезен для учащихся 10-11 классов и их родителей, выбирающих ВУЗ для поступления, и просто интересен для всех остальных.

Вход в университет с ул. Чапаевской
Вход в университет с ул. Чапаевской

Очень часто можно слышать, что институт - это уже не школа, и в институте все иначе, другая жизнь, и преподавателям все равно на то, ходит студент на занятия или нет. Однако, на Архитектурном факультете все иначе. Самым главным плюсом учебы на АФ является уникальная атмосфера "второго дома" - дружный творческий коллектив студентов и преподавателей, который складывается за время учебы. Несмотря на то, что я исхожу из личного опыта, мой рассказ довольно объективен, так как я много общался со студентами из разных групп разных курсов, в том числе, и из других городов, и сделал вывод, что в общих чертах жизнь студента-архитектора примерно одинаковая. А вот как было у меня:

Группа 15-25 человек, аудитория, закрепленная за группой на все время обучения. У каждого свой ключ от аудитории, свое собственное рабочее место (стол с ящиком, стул, лампа, розетка). Еще в аудитории есть стеллаж для хранения вещей с ячейкой для каждого студента, шкаф для одежды, микроволновка, чайник, кулер с водой, шкафчик с посудой, экран для проектора, может быть даже копировальный аппарат... Пара начинается в 9:45, но многие приходят в 8, чтобы успеть почертить или порисовать работу до контрольного просмотра. Потом спешат на лекцию в другой корпус, потом на практику уже к себе в аудиторию, так как преподаватель приходит к ним сам. Потом 2 пары практических занятий с педагогами по архитектурному проектированию, которых на группу 2-4 человека. И на этом учебный день заканчивается, но половина группы остается до поздна - доделывать свои работы, гонять чаи и смотреть фильм на проекторе. Ведь надо еще переждать пробки. И вот около 9 часов вечера приходит охранник и просит разойтись оставшихся 3-4 человека. Но он не знает, что два отчаянных студента решили остаться в универе на ночь...))
Работа кипит)) 1 курс)
Работа кипит)) 1 курс)

"Не может быть!" - воскликнут многие. Однако я утверждаю: еще как может! Жизнь студента-архитектора очень интересная, хотя местами и тяжелая (как жизнь любого студента), однако я ни разу не слышал, чтобы кто-нибудь из выпускников АФ жалел о поступлении и годах, проведенных в стенах университета.

Аудитория.

Пожалуй, самое необычное, что есть на АФ моего университета, это аудитории, закрепленные за группами. Но в отличии от других факультетов, где тоже есть подобная практика, аудитория архитекторов становится вторым домом для студентов на протяжении всей учебы. Набранная группа "заселяется" в аудиторию, которую освобождает выпустившаяся группа. По мере надобности делается ремонт (на деньги родителей студентов), закупается мебель или техника. Объемы изменений и закупок решаются на общем собрании. Ремонтные работы и обустройство ведется в августе, а в сентябре группа "въезжает". Аудитория обживается студентами и становится похожей на что-то среднее между офисом и творческой мастерской. Но в ней не только учатся, готовятся к зачетам и чертят) Аудитория частенько становится местом для завтрака, обеда и ужина, для вечеринки по случаю дня рождения или другого праздника, для коллективного просмотра фильм, а иногда даже для сна, причем, сна ночного. Да-да, практически у любого курса были герои, ночевавшие в университете, не взирая на страх быть обнаруженным охранником и получить потом нагоняй от декана и проректора. Ходили слухи, что за такое отчислят, если поймают)

Аудитория без студентов - нечастое зрелище.
Аудитория без студентов - нечастое зрелище.

Атмосфера.

Больше половины всего времени студенты АФ проводят в своей аудитории рядом с товарищами. Конечно, в условно ограниченном коллективе могут возникать (и регулярно возникают) конфликты, однако в целом в течение учебы внутри группы взращивается атмосфера братства и теплых дружеских отношений. Кто-то даже заводит романтические отношения внутри группы. Из моей группы в итоге вышли 2 супружеские пары)) После окончания университета прошло уже 3 года, а мы все еще регулярно и довольно часто собираемся группой по поводу и без.

3 курс. Мои одногруппники)
3 курс. Мои одногруппники)

Преподаватели.

В учебной программе АФ существует несколько основных профильных предметов, по которым группу ведут одни и те же преподаватели в течение всей учебы. И естественно, за время учебы между преподавателями и студентами обычно складываются теплые доверительные отношения. И часто такие отношения продолжаются и после выпуска. Например, моя группа регулярно поздравляет с днем рождения и навещает нашего бывшего куратора в стенах университета.

Вступительные экзамены.

Помимо результатов ЕГЭ, всем абитуриентам, поступающим на АФ, необходимо сдавать 3 внутренних экзамена: цветографическая композиция, инженерная графика и рисунок гипсовой головы. Без предварительной подготовки человек "с улицы" НИКОГДА не сдаст их так, чтобы попасть на бюджет. Для этого в ВУЗе организованы подготовительные курсы различной степени длительности (от 3 недель до 8 месяцев). Естественно, курсы платные. И чем длительнее курс, тем дороже. Некоторые абитуриенты готовятся 2 года подряд в 10 и 11 классах. Длительность курсов влияет на уровень подготовки, но на мой взгляд, оптимальными являются 6-месячные или 8-месячные курсы, после прохождения которых можно тренироваться уже самому.

Первым экзаменом становится линейно-конструктивный рисунок гипсовой головы Диадумена или Аполлона. Экзамен идет 2 дня по 4 часа. Раньше оценивался по принципу "зачет-незачет", сейчас оценивается по 100-бальной шкале.

Мои тренировочные работы с курсов по подготовке к экзамену "Рисунок". Головы Диадумена и Аполлона.
Мои тренировочные работы с курсов по подготовке к экзамену "Рисунок". Головы Диадумена и Аполлона.

Вторым экзаменом является инженерная графика. По 2-м проекциям нужно построить 3-ю, плюс аксонометрию (изометрию или диметрию). И еще построить контур "вазы" из сопряженных дуг. Раньше была целая "ваза", теперь только ее половинка. Оценивается точность построения, качество линий и, внимание, аккуратность подписи специальным шрифтом)) Оценка так же по 100-балльной шкале. На мой взгляд, это самый трудный экзамен из всех, и ему необходимо уделить особенное внимание, так как именно на этом экзамене, в большей степени, чем на остальных, проверяется пространственное мышление и "твердость руки" при выполнении чертежей.

Своих работ по инженерке не сохранилось, поэтому вот тренировочная работа моей ученицы, которую я как репетитор готовил к поступлению на АФ.
Своих работ по инженерке не сохранилось, поэтому вот тренировочная работа моей ученицы, которую я как репетитор готовил к поступлению на АФ.

Третьим, заключительным испытанием является композиция. На экзамене абитуриент должен построить в карандаше, а затем аккуратно выкрасить абстрактную композицию из геометрических фигур. В "билете" может попасться один из трех типов: глубинно-пространственная, вертикальная объемно-пространственная и горизонтальная объемно-пространственная. Оценка идет по 100-балльной шкале. Оценивается сама композиция, ее гармоничность, аккуратность построения, подбор цветового сочетания и качество покраски.

Мои тренировочные работы с курсов по подготовке к экзамену "Композиция". Горизонтальная и вертикальная.
Мои тренировочные работы с курсов по подготовке к экзамену "Композиция". Горизонтальная и вертикальная.

Ну а теперь представьте себе переживания 16-17-летнего вчерашнего школьника при подготовке к ВСТУПИТЕЛЬНЫМ экзаменам на архитектурный факультет)

Про учебную программу и курсовые расскажу в следующей части!