Масштабный сталинский проект под названием "Великий северный железнодорожный путь" был запущен сразу после окончания Великой Отечественной войны. Страна ещё не оправилась от последствий войны, города все ещё были в состоянии разрухи, а люди только начинали новую жизнь в мирной стране.
В бескрайней, практически необитаемой приполярной тундре, закипело строительство грандиозной ж/д магистрали, которая должна была соединить центральную часть СССР и дельту Енисея.
Строительство было начато в 1947 году. Естественно, осуществлялось всё силами узников ГУЛага и руками других заключенных. Людям приходилось работать в ужасных условиях: зима в тех местах начиналась рано, снег выпадал ещё в сентябре, а заканчивалась поздно, в апреле. После таяния снежных заносов земли развозило от непролазной грязи. В сырости плодились комары и мошки, которые нещадно кусали, залепляли глаза и рот.
Из воспоминаний жены охранника:
Отдельные участки железной дороги должны были перейти в рабочий режим в 1952 году, вся дорога должна была быть закончена к 1955 году. Однако, весной 1953 года строительство остановили, заключенных и охранников отослали. Это было внезапно и неоправданно, ведь построили уже 80% пути, вдоль дороги появились крупные поселки.
Объяснялось это сменой режима. 5 марта 1953 года идейный вдохновитель и двигатель строительства товарищ Сталин умер. А Хрущев принял решение остановить стройку.
С одной стороны, тысячи жизней было положено на создание грандиозного пути, но зря. С другой, тысячи жизней были спасены. Ведь суровые условия погубили бы ещё немало строителей.
За десятилетия природа поглотила железнодорожные пути. Заросли деревьями и кустами остатки лагерей и рабочие поселки.
Почему это было так важно именно тогда? Зачем бросать столько сил на столь отдаленные территории, вместо того, чтобы восстанавливать измученную войной Родину?
Начиналась холодная война, которая могла стать горячей. Стране нужны были ресурсы для восстановления, для развития оборонного комплекса, людям нужны были рабочие места. Ресурсы в большом количестве находились в мало освоенных территориях. А ведь их надо было не только добыть, но и доставить. Что могло быть нужнее новой грандиозной железной дороги?
Дополнительно, гнетущим фактом было то, что страна никак не прикрыта с Севера. Десант неприятеля мог бы обосноваться в незаселенных глухих территориях, создав секретные базы и посты.
В недавнем времени строительство "Великого северного железнодорожного пути" возобновили. Но теперь проект называется иначе: "Северный широкий ход". Путь должен соединить европейскую часть России и Северный морской путь. В масштабы строительства включены мосты, трассы, станции и другие объекты инфраструктуры.
Так что можно считать, что дело, которое начал и не закончил Сталин, будет продолжено и, вероятно закончено. Теперь, конечно, строительство будет идти в другом режиме: мягче, бережнее по отношению к людям. Но сейчас страна находится в куда лучших условиях.
***
Дорогие друзья!
Поддержите канал репостами - это поможет развитию канала!Подписывайтесь, если вам интересно читать дальше и ставьте лайки!
Лайки очень радуют автора!